Административное производство

Административный процесс и административные производства

Административное производство

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

  1. административный процесс – особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения;
  2. признание тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс» (процесс является способом обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы.  Если нет спора между сторонами административного правоотношения или если не решается вопрос о применении принуждения, нет и административного процесса);
  3. понятиям «процесс» и «производство» в их соотношении придается прямо противоположный смысл (административное производство оказывается явлением более широким, нежели процесс; оно охватывает все стороны деятельности аппарата государственного управления, широкий круг общественных отношений в области государственного управления);
  4. процессуальным нормам отведено регулирование лишь рассмотрения споров и применения мер принуждения органами государственного управления (основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения; административно-процессуальные нормы рассматриваются в качестве правового института, нормы которого составляют одну из частей административного права).

Таким образом, административный процесс – регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс: «управленческая» концепция

“Управленческая” концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Основные положения “управленческой” концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е.

    во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);

  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс – это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс – это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения.

Таким образом, административный процесс – урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Структура административного процесса

Есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств:

    1. административно-правотворческих;
    2. административно-правонаделительных;
    3. административно-юрисдикционных.

Альтернативная структура административного процесса

Ряд авторов (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и пра­во, 2013. – 175 с.) предлагают следующую структуру административного процесса:

    • административные процедуры – это упорядоченные в норма­тивном порядке действия органов исполнительной власти и об­разуемых этими органами государственных учреждений, направ­ленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
    • административная юрисдикция – процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной вла­сти и судами мер административного принуждения к физиче­ским и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
    • административная юстиция – судебный кон­троль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнитель­ной власти, и актов, принимаемых органами местного само­управления (включает административное судопроизводство).

Понятие административного производства

Административное производство – определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Иначе: Административное производство – это совокупность форм и методов обеспечения порядка рассмотрения административных дел.

В правовой науке четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс есть сумма производств; производство – органическая часть процесса.

Виды административных производств по В.Д. Сорокину:

  1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;
  2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
  3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;
  4. производство по делам о поощрениях;
  5. производство по делам об административных правонарушениях;
  6. производство по дисциплинарным делам;
  7. регистрационное производство;
  8. лицензионное производство;
  9. исполнительное производство.

Критерием данного варианта классификации является характер индивидуально-конкретных дел. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

    • правотворческое производство;
    • правонаделительные производства;
    • правоохранительные производства (юрисдикционные).

Названные группы административных производств являются системными частями административного процесса, так как:

    1. они осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел;
    2. они осуществляются преимущественно и главным образом органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (не меняет положения и то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты, например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях);
    3. материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/administrativniy-protsess-i-administrativnie-proizvodstva

Понятие административного производства, виды

Административное производство

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное разрешение индивидуальных административных дел, объединенных обязательностью предмета.

Все административные производства подразделяются на 2 группы:

1) процессуальное производство;

2) юрисдикционное.

Процессуальное производство охватывается понятием делопроизводство. Предметом процессуального производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера. В рамках процедуры производства правовая оценка поведения лица не является обязательной. Процессуальное производство не имеет своим результатом применение принудительных мер.

Различают следующие виды процессуальных производств:

1) лицензировано-разрешительные;

2) регистрационные;

3) нормотворческие.

Лицензионно-разрешительное производство регулируется ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который определяет, что лицензия – это основной документ, который разрешает осуществление определенного вида деятельности в определенные сроки и устанавливает условия осуществления этого вида деятельности. Для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган определенный пакет документов. В большинстве случаев, кроме предоставления документов требуется проведение экспертизы.

Срок для выдачи лицензии – 30 дней. Отказ в выдаче лицензии м б обжалован в арбитражном суде. Лицензии выдаются сроком от 3х до 5 лет. Передача лицензии другим лицам запрещается. Лицензирующий орган при наличии нарушений может приостановить действие лицензии на срок до 6 месяцев.

Отзыв лицензии возможен только по решению суда, но лицензия на осуществление банковской деятельности только ЦБ. Разрешительная система – совокупность правил, регламентирующих порядок производства, хранения и т.д.

оружия, взрывчатых веществ, а также порядок открытия и функционирования оружейных, ремонтных, пиротехнических производств и строительство тиров.

Регистрационное производство осуществляется в ФМС, ФНС, ФС кадастрового учета, министерстве юстиции. Министерство юстиции осуществляет регистрацию НПА ФОИВ.

ФМС осуществляет учет граждан РФ и иностранных граждан по месту жительства и месту постоянного пребывания. ФНС осуществляет регистрацию юридических лиц.

ФС по кадастру осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Нормотворческое производство. Общее правило процессуальных действий по принятию НПА практически отсутствует. В большинстве случаев действует правило ведомственного характера.

Единственным НА является регламент заседаний правительства.

Кроме того, правила подготовки и принятия НА ФОИВ и их государственной регистрации предусматривают обязанность органов ИВ регистрировать свои НА в министерстве юстиции.

К юрисдикционному производству относят:

1) производство по делам об административном правонарушении;

2) дисциплинарное производство;

3) производство по жалобам.

Особенности юрисдикционного производства:

1) специфическим предметом административной юрисдикции является конкретный административный спор;

2) правовая оценка поведения лица является важнейшим условием разрешения административно-правового спора;

3) возможность или необходимость применения соответствующих мер юридической ответственности к виновной стороне спора.

ТО административная юрисдикция – это административно-процессуальная деятельность уполномоченных исполнительных органов, осуществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения индивидуальных административно-правовых споров и дел.

Суть дисциплинарного производства закрепляется в применении дисциплинарного принуждения к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка.

Дисциплинарное производство регламентировано многими НА, но в общем виде оно выглядит следующим образом: взыскание применяется непосредственно за обнаружение проступка, но не позднее 1 месяца со дня обнаружения и в месяц со дня совершения. До применения взыскания с работника д б затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание налагается прямым или непосредственным начальником в устной или письменной форме.

Дисциплинарное взыскание считается погашенным, если в течение года со дня его наложения не будет наложено новое взыскание.

Нормативной основой производства по жалобам является ФЗ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ГПК, АПК.

Источник: https://studopedia.ru/3_199688_ponyatie-administrativnogo-proizvodstva-vidi.html

Административное производство

Административное производство
Читать далее: Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан оглавление

Введени

1. Понятие административного производства, их виды. Административное производство в деятельности ОВД

2. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан

3. Производство по делам о поощрении

4. Дисциплинарное производство

Заключение

Нормативные акты

Литература

Введение

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА – совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения однородных групп управленческих дел.

Управленческие процедуры распространяются не только на отношения, что регулируются различными отраслями права, но реализуются через государственную исполнительную деятельность.

Эта особенность административно-процессуальной деятельности объясняет многочисленность административных производств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своих процессуальных форм.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что вопрос о видах административных производств, представляет значительный интерес, прежде всего, с позиций практического применения административно-процессуальных норм. Как известно, в административном порядке разрешаются дела по применению соответствующих правовых норм почти всех отраслей материального права, за исключением уголовного.

Эта особенность административно-процессуальной деятельности предопределяет и многообразие административных производств, если подразделить их, исходя из специфики регулируемых общественных отношений.

Основная цель исследования состоит в изучении и анализе юрисдикционных видов административных производств.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию и видам административного производства;

2. Рассмотреть административные производства в деятельности ОВД.

3. Проанализировать производства в административно-юрисдикцион-ном процессе: по жалобам граждан; по делам о поощрениях; дисциплинарное производство.

1. Понятие административного производства, их виды. Административное производство в деятельности ОВД

Как составная часть юридического процесса, административное производство представляет собой определенный комплекс взаимообусловленных действий, обеспечивающих регулирование процессуальных правоотношений, находящихся в логической связи с материальными правоотношениями, имеющих целью установление фактических данных по конкретным делам и официальное закрепление результатов рассмотрения таких дел в правовых актах – документах (постановлениях, решениях).

Такие характерные черты свойственны всем известным видам процессуальной деятельности – процессам гражданскому, уголовному, административному, но в отличие от первых двух, в административном процессе не составляется промежуточных процессуальных актов-документов: только органы прокуратуры выносят постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства; не составляется отдельного процессуального документа о принятии дела к производству; не составляется обвинительного акта; не составляется отдельного процессуального документа об отложении рассмотрения конкретного дела (кроме специальных производств, например, в сфере стандартизации). В административном процессе производство направлено на достижение итогового правового результата и поэтому выносится единственный процессуальный документ – решение по конкретному делу в форме постановления.

В теории административного процесса сложилось определенное соотношение процесса и производства – как общее и особенное, процесс представляется как совокупность производств, производство – часть процесса.

Если процесс – понятие более широкое, охватывающее юридическую часть государственной управленческой деятельности, то производство – это уже деятельность, связанная с разрешением определенной, сравнительно узкой группы однородных дел.

Именно характер конкретных дел является определяющим критерием группирования процессуальных норм по институтам (производствам), так как при этом учитываются свойства, общие, типичные для данной группы дел или для подавляющего большинства дел определенной категории.

Так, например все дела по жалобам граждан на неправомерные действия должностных лиц объединяет сам характер обращения, который заключается в уведомлении компетентных органов и лиц о нарушении субъективного права или законного интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех случаях независимо от содержания жалобы, касается ли она пенсионных вопросов или каких-либо других, главное объединяющее качество – характер обращения.

Руководствуясь названным критерием можно различать следующие производства: по принятию нормативно-правовых актов в сфере управления; по заявлениям и предложениям граждан в органы государственного управления; по жалобам граждан в органы государственного управления; по применению поощрений в сфере государственного управления; дисциплинарное производство, по делам об административных правонарушениях.

Несмотря, на имеющиеся конкретные особенности и различия, названные виды производств связывает воедино коренная общность, дающая основание говорить о каждом из них, как о составной части общего понятия административного процесса.

Таким образом, если различия между названными видами производств носят частный характер, обусловленный конкретными особенностями дел, то факторы, объединяющие их в единый административный процесс, имеют уже принципиальное значение.

Совокупность административных производств – базовая характеристика административной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). Независимо от вида производства основным документом административного дела является письменное заявление (жалоба, протокол, запись обращения).

К административному делу относятся и другие документы, которые подаются сторонами административно-правовых отношений и помогают в решении дела (свидетельства очевидцев, потерпевших, экспертные заключения, другие документы, которые касаются дела).

Орган, который занимается производством по делу, может требовать либо по собственной инициативе и собственными силами получать необходимые документы.

Каждое производство осуществляется соответственно по определенным стадиям с соблюдением принципов административного процесса. Стадии административного производства – это этапы, через которые проходит административное дело от возникновения до окончания, это совокупность последовательно совершаемых административных действий.

административной деятельности милиции составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.

В своей административной деятельности органы внутренних дел руководствуются Законом РФ «О милиции», Кодексом РФ об административных правонарушениях, а так же Указами президента, постановлениями и инструкциями правительства, другими законами и правовыми актами.

К полномочиям милиции общественной безопасности в процессе производства по делам об административных правонарушениях, относятся обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д.

Административную деятельность осуществляют в большей степени следующие подразделения милиции общественной безопасности: отдел ГИБДД, участковые инспектора милиции, отдел лицензионно-разрешительной системы (ЛРС), отдел паспортно-визовой службы (ПВС), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН) и сотрудники дежурной части.

Так, например, участковый уполномоченный при рассмотрении обращений и заявлений граждан должен:

– Осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции, поступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

– Рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.

– Выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.

– Принимать по письменным обращениям граждан решения. [1]

Дисциплинарное производство и производство по поощрениям в ОВД регулируется Положением о службе в органах внутренних дел и Приказом МВД РФ № 1038 от 14 декабря 1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел».

Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий и поощрений, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению взысканий и объявлении поощрений, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий службы.

Об этом более подробно будет показано в последующих главах.

Читать далее: Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан

… -виды и условия использования доказательств; -подведомственность дел,властных действий; -содержание и порядок оформления процессуальных документов; Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994: «Молодёжное общество» С.124- 125 -виды,размеры и порядок применения мер процессуального принуждения; -порядок возмещение процессуальных …

… юстиции не связаны,yзами службы и мундира в отличие от административных органов, более независимы и беспристрастны, чем ведомственные инстанции.

От прокурорского надзора административную юстицию выгодно отличают наличие процессуально регламентированных положений, связывающих участников процессу, взаимными правами и обязанностями, гарантирующими их равенство и состязательность. Кроме того, …

… Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, – законодательством Российской Федерации об административных правонаруше­ниях.

Основными задачами производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения являются: выявление и пресечение правонаруше­ний; своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела; разрешение его в точном …

… звеном в структуре таможенных органов, на которое возложены функции по производству, ведению, учету и подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях в области таможенного дела. 3. Порядок производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. 3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении. “Административным правонарушением …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/99137

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.