Административные производства и их виды

27. Административные производства и их виды

Административные производства и их виды

Административныйпроцесс —совокупность действий, совершаемыхисполнительными органами для реализациивозложенных на них задач и функций.

Особенности административногопроцесса:

–  это разновидностьвластной деятельности субъектовисполнительной власти;

–  его цель — достижениеопределенных юридически значимыхрезультатов и разрешение управленческихдел;

–  промежуточные иокончательные итоги процесса закрепляютсяв официальных документах;

–  регулируетсяадминистративно-процессуальныминормами.

Административный процессможно разделить на три стадии (взависимости от содержания):

–  процесс административногоправотворчества;

–  оперативно-распорядительныйпроцесс;

–  административно-юрисдикционныйпроцесс.

Управленческие процедурыраспространяются не только на отношения,что регулируются различными отраслямиправа, но реализуются через государственнуюисполнительную деятельность. Этаособенность административно-процессуальнойдеятельности объясняет численностьадминистративных производств, посколькуадминистративный процесс обслуживаетотрасли права, которые не имеют своихпроцессуальных форм.

Выделяют такиепроизводства: 1) по обработке и принятиинормативных актов; 2) по принятиииндивидуальных актов управления; 3) поприменению административно-процессуальныхмер и мер пресечения; 4) по делам обадминистративных правонарушениях; 5)по применению дисциплинарных взысканий;6) регистрационно-разрешительное; 7)надзорно-контрольное; 8) по заявлениямграждан,в том числе как особый видпроизводства по жалобам; 9) делопроизводство;10) по земельным,пенсионным,налоговым,бюджетно-финансовыхделах; 11) по делам по возмещениюматериальных убытков и др. Независимоот вида производства основным документомадминистративного дела являетсяписьменное заявление(жалоба,протокол,записьобращения). К административному делуотносятся и другие документы,которыеподаются сторонами административно-правовыхотношений и помогают в решении дела(свидетельства очевидцев,потерпевших,экспертные заключения,другиедокументы,которые касаются дела).Орган,который занимается производствомпо делу может требовать либо по собственнойинициативе и собственными силамиполучать необходимые документы. Каждоепроизводство осуществляется соответственнопо определенным стадиям с соблюдениемпринципов административного процесса.

28. Производство по жалобам и заявлениям граждан

Согласно Конституции РФ(ст. 33) граждане имеют право обращатьсялично, а также направлять индивидуальныеи коллективные обращения в государственныеорганы и органы местного самоуправления.Они могут вносить в указанные органыпредложения об улучшении их деятельности,критиковать недостатки в работе,обжаловать действия органов и ихдолжностных лиц (ст. 46 Конституции).

Одновременно устанавливаетсяобязанность соответствующих органови должностных лиц в установленные срокии в установленном законом порядкерассматривать предложения, заявленияжалобы граждан, давать на них ответы ипринимать необходимые меры. Общий срокрассмотрения предложений, заявлений ижалоб, как правило, не должен превышатьодного месяца. Однако законодательствомпредусматривается и иные, болеесокращенные сроки их рассмотрения.

Общий порядок производствапо предложениям, заявлениям и жалобамграждан о нарушении прав и свобод, осоздании препятствий для осуществленияправ и свобод, о незаконном привлечениик ответственности состоит из четырех(условно) стадий.

На первой стадии регистрируютсяпоступившие в орган (учреждение)письменные предложения, заявления,жалобы или выслушиваются компетентнымдолжностным лицом устные жалобы(например,в часы приема граждан), которыезатем могут быть оформлены письменнои также зарегистрированы. Зарегистрированнаяжалоба рассматривается руководителеморгана, который поручает работу с жалобойконкретному исполнителю. Если жалобапоступила не по принадлежности, тодается указание о направлении ее вкомпетентный орган (учреждение) суведомлением об этом заявителя.

На второй стадии осуществляетсяпроверка фактов и обстоятельств,изложенных в жалобе.

Руководители идругие должностные лица при рассмотрениижалобы обязаны разобраться в ее существе,в случае необходимости истребоватьнужные документы, направить работниковна места для проверки и принимать другиемеры для объективного решения вопроса.

Полученная информация анализируетсяи делается заключение по результатампроверки. Заключение докладываетсяруководителю органа, уполномоченномупринимать решение по жалобе.

Третья стадия включаетпринятие решения по жалобе и сообщениео принятом решении заявителю. Ответ пожалобе может быть письменным или устным.В случае отклонения предложения,заявления, жалобы дается мотивированноеи юридически обоснованное объяснение.Принятое решение своевременно сообщаетсязаявителю. По просьбе последнегоразъясняется порядок обжалованияпринятого решения.

Четвертая стадия состоитиз действий по исполнению принятогорешения. Эта стадия факультативна, онасуществует, если жалоба полностью иличастично удовлетворяется. В этом случаеорган, который принял решение, обеспечиваетсвоевременное и правильное исполнениерешения.

Гражданин, не согласный срешением, принятым по его предложению,заявлению, жалобе, имеет право обжаловатьэто решение в тот орган или томудолжностному лицу, которым непосредственноподчинены государственный орган, органместного самоуправления или должностноелицо, принявшие обжалуемое решение, илив суд.

Законодательствомпредусмотрена юридическая ответственностьза нарушение установленного порядкарассмотрения предложений, заявлений ижалоб граждан.

Делопроизводство попредложениям, заявлениям и жалобамграждан ведется отдельно от другихвидов делопроизводства и возлагаетсяна специально назначенных для этогодолжностных лиц. Но личную ответственностьза состояние такого делопроизводстванесут руководители государственныхорганов, органов местного самоуправления,учреждений и организаций.

Источник: https://studfile.net/preview/6196310/page:22/

Административно-юрисдикционные производства

Административные производства и их виды

Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке. Принципы административной юрисдикции

1. Принцип подведомственности. Он выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях только те дела, которые они им подведомственны.

2. Принцип уполномоченности. Когда производство дела об административном правонарушении осуществляет только уполномоченный на эти действия конкретное должностное лицо.

Так, уполномоченность составления протокола (возбуждение дела об административном правонарушении) определяется непосредственно федеральный орган исполнительной власти. Например приказом МВД России от 5 мая 2012 г.

№ 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» конкретизировано сотрудники ОВД

Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое закреплено в разделе IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях».

Цель административно-юрисдикционного процесса

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

Особенности административно-правового спора

Особенности административно-правового спора. Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.

Споры разрешаются в судебном и внесудебном порядке.

Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими последствиями в виде отмены нормативного правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д.

Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, созданием специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Особенности административно-юрисдикционного процесса

Характерные черты административно-юрисдикционного процесса:

1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;

2) содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;

субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;

отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;

результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности;

цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.

Виды административно-юрисдикционных производств

1.

Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

2. Дисциплинарное производство. Осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым.

Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права.

Всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях.

Процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка.

Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.

3. Производство по жалобам. Виды производств по жалобам:

В настоящее время судебное обжалование осуществляется на основе Федерального закона от 27 апреля 1993 г.

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.1, ст.

6 которого устанавливает, что жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом некоторых особенностей.

Административный порядок производства урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный закон регулирует порядок рассмотрения не только жалоб, но и других видов обращений, таких как заявление и предложение.

Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб:

  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения — указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.

Сроки рассмотрения жалоб:

  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданин не получил на нее письменного ответа.

Источник: https://be5.biz/pravo/a014/7.html

Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и стадии, виды субъектов

Административные производства и их виды

Определение 1

Понятие производства по делам об административных правонарушениях – это административно-процессуальные нормы, на которых построена деятельность органов по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  • изучать дело в полном объеме, с соблюдением порядка и сроков рассмотрения;
  • разрешать дело в соответствии с законодательными нормами;
  • обеспечивать качественное исполнение решения по делу в соответствии с принципами правосудия;
  • выявлять причины и области совершения АП и способствовать их уменьшению.

Если наличествует хотя бы один из нижеперечисленных признаков, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а дело, которое возбуждено, должно быть прекращено:

  • событие АП отсутствует;
  • нет состава АП, в том числе, когда совершивший АП не достиг соответствующего возраста или обладает признаками невменяемости;
  • совершение противоправных действий вызвано крайней необходимостью;
  • издан акт амнистии, исключающий применение административного наказания;
  • отменен закон, который устанавливал ответственность за АП;
  • истек срок давности привлечения к ответственности;
  • противоправные действия совершены по одному и тому же факту, в отношение лица, совершившего эти действия производство уже ведется;
  • человек, в отношении которого ведется производство об АП, умер;

Стадии производства

Каждой стадии присущи конкретные задачи и цели, определенный круг участников и процессуальный документ. Выделяются четыре основных стадии:

  • возбуждение дела и административное расследование;
  • рассмотрение дела;
  • пересмотр решения по делу;
  • исполнение решения.

Субъекты производства

Определение 2

Субъект производства по делу об АП – это лицо, которое участвует в производстве, имеет необходимую правосубъектность, решает задачи процессуального характера.

К субъектам относятся:

  • представители управомоченных органов, которые принимают юр. акты, решают задачи процессуального характера, отслеживают движение дела в различных видах производств по делам об административных правонарушениях;
  • лица, имеющие индивидуальный интерес в деле;
  • лица, содействующие отправлению производства;
  • иные лица.

Представители уполномоченных органов

К первой категории субъектов относятся мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних, организации и структуры федеральных органов исполнительной власти. субъектов и местных органов, административные комиссии, другие коллегиальные органы, созданные в соответствии с законодательством.

В эту же группу входят должностные лица, которые наделены полномочиями составления протоколов, должностные лица, которые обеспечивают производство дел об АП, субъекты, занимающиеся пересмотром решений: районные суды, вышестоящие органы, вышестоящий суд.

Прокурор имеет право возбуждать дело об АП, участвовать в производстве дела, представлять доказательства, ходатайствовать, давать заключения, приносить протест, совершать другие действия процессуального характера, предусмотренные законом.

В эту же группу следует отнести субъектов, которые контролируют и обеспечивают исполнение постановлений по делам об АП.

Опиши задание

Субъекты, имеющие личный интерес

Прежде всего это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП. Лицо, которое обвиняется в административном правонарушении имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться помощью защитника, присутствовать при рассмотрении дела, обжаловать постановление по делу.

Определение 3

Потерпевший – индивидуальный субъект или юр. лицо, которому причинен вред физический имущественный или моральный в результате действий, признанных административным правонарушением.

Определение 4

Законный представитель физического лица – родитель, опекун, усыновитель, попечитель, тот человек, который осуществляет защиту прав физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП или несовершеннолетнего потерпевшего, или человека , который по своему физическому или психическому состоянию лишен возможности реализации своих прав самостоятельно

Определение 5

Законный представитель юридического лица – субъект, защищающий права юр. лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП или юр. лица, которое является потерпевшей стороной.

Защитниками, представителями являются адвокаты, которые оказывают квалифицированную юридическую помощь. Они участвуют в деле с момента составления протокола об АП, если произошло административное задержание, то с момента административного задержания.

Свидетелями являются лица, которые что-то могут пояснить по делу об АП. Свидетели имеют право не давать свидетельских показаний против самого себя и близких родственников, общаться и давать показания на том языке, которым владеют, пользоваться услугами переводчика, проверять правильность занесения показаний в протокол. 

Свидетели имеют и обязательства, они должны являться по вызову для дачи свидетельских показаний в суд или административный орган, давать правдивые показания, подтверждая их правдивость подписью в протоколе.

Определение 6

Понятые – лица, которые в исходе дела не заинтересованы, они удостоверяют принятые меры обеспечения производства по делу об АП.

Специалисты содействуют в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Они могут знакомиться с материалами дела, задавать вопросы с разрешения судьи или органа, ведущего производства по делу. Специалист принимает участие в действиях, которые требуют специальных познаний.

Все факты совершения каких-либо действий специалистом удостоверяются его подписью.

Помимо специалистов в производстве принимают участие эксперты.

Определение 7

Эксперт – лицо, имеющее специальную подготовку и знания в узкой области, достаточные для проведения экспертных мероприятий и подготовки выводов по интересующему вопросу.

Эксперт не заинтересован в исходе дела, он также вправе знакомиться с материалами дела, которые относятся к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, может задавать вопросы с разрешения судьи или органа, ведущего производство по делу.

Эксперт указывает все сведения, полученные в результате проведения экспертизы, и удостоверяет их подлинность своей подписью. Эксперт обязан являться в суд или другой орган по вызову, давать объективное заключение, а также пояснять те выводы, которые были сделаны в результате экспертизы.

Определение 8

Переводчик – лицо, которое владеет языком или навыками сурдоперевода, осуществляющее перевод при производстве по делу об АП.

Переводчик должен являться по вызову судьи или другого органа, ведущего производство по делу, осуществлять точный перевод и удостоверять точность перевода своей подписью.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/proizvodstvo-administrativnyh-pravonarusheniy/

Административное производство его виды и стадии

Административные производства и их виды

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Административное производство это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных субъектов управления по разрешению однородных индивидуальных административных дел. Традиционно выделяется два вида административного производства.

1) Административно-процедурное производство

То есть, управленческие действия, в рамках которых, происходит реализация исполнительной власти, не связанные с осуществлением юрисдикционных функций (так же именуется административно процедурный процесс)

2) Административно-юрисдикционное производство

В основе своей имеет цель применения принудительных мер административного характера и разрешения споров, возникающих в административно-правовой сфере.

В свою очередь административно-процедурное подразделяется на виды. В юридической литературе нет единства относительно числа и оснований их классификации. Причиной этого является отсутствие общих законодательных основ административно-процедурного производство, что в известной степени невозможно и нецелесообразно.

В качестве подвидов административно-процедурного производства предлагается рассматривать правотворческое, регистрационное, разрешительное (лицензионное, экспертное и т.д.). В дополнение к ним в литературе так же выделяется аккредитация и стандартизация.

Сорокин к таковым так же предлагает относить производство по делам о поощрении. Махина административно-процедурное производство подразделяет на основные виды (производство по изданию правовых актов управления), специальные (лицензирование, регистрация, разрешительные процедуры) и особые (производства по обращению граждан).

Правоприменительное производство характеризуется выделением определенных процедурных стадий:

а) подготовка проекта правового акта

б) рассмотрение (согласование) его содержания

в) принятие его акта

г) его государственная регистрация

д) опубликование и вступление его в силу.

Регистрационное производство представляет собой акт официального признания права и законности соответствующих действий физических и юридических лиц.

Включается регистрация лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация сделок с недвижимостью и прав на них, регистрация граждан по месту жительства и их пребывания. Регистрация оружия и транспортных средств и т.д.

Лицензирование, в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» представляет собой мероприятие связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии, аннулирование лицензии, приостановлением, возобновлением её действия и контролем за соблюдением лицензиатами законных требований и условий. В данном случае можно выделить несколько стадий: 1 – подача заявлений и необходимых документов; 2 – их рассмотрение (как правило, 30 дней); 3 – принятие решения; 4 – выдача или отказ выдачи лицензии.

Экспертное производство включает подготовительную стадию, на которой формируются необходимые для экспертной проверки материалы.

Предварительная стадия, в рамках которой дается оценка представленных на экспертизу материалов, здесь же назначаются сроки начала экспертной процедуры. Стадия непосредственно экспертной проверки.

На ней проводится установление соответствия содержания материалов регламентированным требованиям в той или иной области. Заключительная стадия. На ней формулируются выводы экспертов и осуществляется утверждение их заключения.

Экспертная деятельность – это экспертиза градостроительной документации, экологическая экспертиза.

В отличии от административно-процедурного производства, основой административно-процессуального производства является совокупность правомочий органов исполнительной власти по рассмотрению споров в административно правовой сфере, субъектами которой могут быть граждане, исполнительные органы федерального и регионального уровня.

Для административно-процессуального производства отличительными особенностями являются особый предмет (административно-правовой спор или спор о праве административном); юридическое содержание и результативность. С учетом изложенного можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства:

1) производство по жалобам;

2) производство по делам об административных правонарушениях;

3) дисциплинарное производство. Их выделение обусловлено наибольшим нормативным обеспечением.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 2030 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-33679.html

Виды административных производств и их характеристика

Административные производства и их виды

Административное производство является частью административного процесса. В частности административное производство – это процедура разрешение административных споров.

Выделяются следующие виды административных производств: по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам, заявлениям, обращениям граждан. Признавая административное производство частью административного процесса, Д.Н.

Бахрах определяет его как «особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории, на основе общих и специальных процессуальных норм».

Д.Н. Бахрах выделяет три вида административных процессов:

1. административно-правотворческий процесс – деятельность государственной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой;

2. административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс – деятельность субъектов государственной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленных на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме;

3. административно-юрисдикционный процесс – деятельность субъектов государственно-исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

В классификации В.Д. Сорокина выделяются следующие виды административных производств: 1. производство по принятию нормативных актов государственного управления; 2.

производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления; 3. производство по административно-правовым жалобам и спорам; 4. производство по организационным делам в аппарате государственного управления; 5.

производство по делам о поощрениях в сфере государственного управления; 6. производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления.

В качестве основания своей классификации В.Д.

Сорокин использовал характер индивидуально-конкретных дел, то есть комплекс наиболее существенных свойств, присущих данной группе дел и требующих в связи с этим специфической процедуры их разрешения

Являясь сторонником трактовки административного процесса как юрисдикционной деятельности, М.Я. Масленников выделяет три вида производств в сфере административной юрисдикции: производство в органах административной юрисдикции первой инстанции; ускоренное; в органах административной юрисдикции второй инстанции.

Эти производства он называет общими, дополнительно уточняя, что они осуществляются в отношении граждан (физических и должностных лиц) по правилам КоАП. Кроме того, М.Я. Масленниковым выделяются особые виды производств.

К ним он относит производства в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляемые на основе специальных нормативных правовых актов по делам о нарушениях: 1) таможенных правил; 2) земельного законодательства (осуществляется органами по земельным ресурсам и землеустройству); 3) земельного законодательства (осуществляется органами охраны природных ресурсов); 4) земельного законодательства (осуществляется органами Госстроя); 5) лицензионной деятельности на транспорте 6) правил дорожного движения (осуществляется органами ГАИ);7) санитарных правил; 8) в области строительства; 9) антимонопольного законодательства; 10) прав потребителей; 11) законодательства о рекламе; 12) правил сертификации и стандартизации; 13) правил рыбоохраны; 14) прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг; 15) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;16) в отношении юридических лиц за нарушения законодательства о выборах и референдумах и, наконец, 17) производство по делам о нарушении налогового законодательства.

В.Д. Сорокин отмечает, что среди производств в административном процессе производство по делам об административных правонарушениях занимает своеоб­разное место. Это объясняется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, оно неразрывно связано с реализацией такой формы государственного принуждения, как административная ответственность. Следовательно, всегда существовала потребность в надлежа­щем правовом регулировании всех этапов и сторон этой процедуры, юридический результат которой представляет собой реальную меру админи­стративного наказания.

Во-вторых, отмеченная практическая потребность, со своей сто­роны, заметно стимулировала активизацию научных исследовании, как материальных аспектов института административной ответст­венности, так и проблем процессуального обеспечения регулятив­ных функций этого института.

Не будет преувеличением сказать, что активные и плодотворные теоретические исследования отечест­венных административистов в значительной степени были обуслов­лены, так сказать, «юридической» природой самого института адми­нистративной ответственности.

Достаточно напомнить, что отрасли публичного права, к числу которых относится и административное право естественно и неизбежно, хотя и в разной степени, являются политизированными.

На этом фоне среди всех институтов Общей части материально­го административного права институт административной ответст­венности является «наиболее юридическим», хотя и он, судя по со­временному законодательству, в известной мере содержит элементы политизации.

В третьих, обеспечивая материально-юридическую природу ин­ститута административной ответственности, производство по делам об административных правонарушениях приобретает необходимую стабильность, упорядоченность и стройность в отправлении данной процедуры.

Упомянутые качества процедуры данного производства вовсе не означают, что оно не подвергается изменениям, не воспри­нимает необходимые новации, вызванные потребностями данного этапа общественного развития.

Напротив, различные стадии осуществления производства по делам об административных правонару­шениях, те или иные процессуальные действия участников произ­водства, сам круг участников производства по делам об административных правонарушениях и т. д.

определенным образом изменяются. Но главные составляющие остаются достаточно стабильными.

В-четвертых, с чисто научной точки зрения данный вид произ­водства в административном процессе также примечателен.

Дело в том, что, пожалуй, это единственное производство, существование которого, его сущность и иные составляющие не вызывают сомне­ний ни у представителей «юрисдикционной» концепции админист­ративного процесса, для которых производство по делам об админи­стративных правонарушениях, по сути дела, является главным в структуре этой концепции, выступает как своего рода «свет в окош­ке», ни у представителей «управленческой» концепции администра­тивного процесса, для которых существование данного вида произ­водства воспринимается как естественная и необходимая часть административного процесса, являющаяся производной от функции государственного принуждения, осуществляемого органами испол­нительной власти, а также иными правомочными субъектами, прежде все­го судами.

По мнению И.В.

Тимошенко, производство по делам об административных правонарушениями является разновидностью административно-юрисдикционного производства и представляет собой жестко регламентированную КоАП, совокупность процессуальных действий, уполномоченных на это субъектов по возбуждению, рассмотрению, обжалованию и исполнению решения по делу, вытекающему из административного правонарушения. Производства по делам об административных правонарушениях является самостоятельной процессуальной формой осуществления административной ответственности. Его сущность (специфика) проявляется в следующем:

1. является разновидностью юрисдикционной деятельностью;

2. является деятельностью правоприменительной и имеет место тогда когда возникает необходимость разрешения спора о праве;

3, Оно (производство) жестко регламентировано с законом и включает в себя ряд совокупностей процессуальных действий, именуемых стадиями производства по делам об административных правонарушениях;

4. Оно осуществляется специальными субъектами – субъектами административной юрисдикции и в зависимости от вида конкретного административного правонарушения может осуществляться как в судебном, так и в во внесудебном порядке, причем полномочия субъектов административной юрисдикции на различных стадиях производства не одинаковы.

Источник: https://cyberpedia.su/17xe01e.html

Тема 2. Виды административных производств

Административные производства и их виды

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.

   Можно выделить две обобщенные группы административных производств, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя отдельные виды административных производств:

1) Административно-процедурное производство;

2) Административно-юрисдикционное производство.

Управленческое производство – один из видов деятельности органов исполнительной власти. Деятельность эта многообразна, как многообразны права и законные интересы граждан и организаций, полномочия органов по реализации исполнительной власти, иных публичных органов и организаций.

По сути, управленческое производство – это позитивная деятельность. Она не связана с конфликтом, спором, осуществлением юрисдикционных функций и, соответственно, с применением мер государственного принуждения. В науке административного процесса такого рода деятельность получила название административно-процедурного производства.

Административно-процедурное производство – это управленческие действия, а рамках которых происходит реализация исполнительной власти и которые не связаны с осуществлением юрисдикционных функций.

Основные отличия административно-процедурного производства от административно-юрисдикционного:

– предметом процедурного производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера;

– в рамках административно-процедурного производства правовая оценка поведения сторон не является обязательной. Она может иметь место в качестве одного из условий удовлетворения тех или иных ходатайств (например, при регистрации, выдачи лицензии и др.), но может и не требоваться (например, при подготовке управленческого решения);

– административно-процедурное производство не имеет целью применение принудительных мер административного характера.

По мнению С.Д. Хазанова, административная процедура – это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение юридического дела или выполнение управленческих функций.

В.Д. Сорокин определял производство в качестве составляющей процесса. Придерживаясь позиции о том, что процесс представляет собой совокупность производств, материальные нормы административного права реализуются с помощью административных процессуальных правовых норм.

Осуществляя административно-процедурное производство, органы исполнительной власти (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного характера. Такого рода работа связана с реализацией дозволений: выдачей разрешений (лицензий, допусков, прав на управление, квот и т.д.

), регистрацией (транспортных средств, иностранных граждан и граждан Российской Федерации, прав на сделки с недвижимостью), подготовкой и принятием правовых актов управления, приватизацией имущества, применением мер поощрения к индивидуальным и коллективным субъектам, аттестацией качества продукции и услуг, осуществлением административного контроля, надзора без применения санкций, одним словом, с совершением распорядительных действий правоисполнительного характера.

Д.Н. Бахрах такого рода деятельность подразделяет на два вида: административно-правотворческую и административно-правонаделительную.

В зависимости от функциональной специфики деятельности компетентных органов исполнительной власти, обеспечения реализации соответствующих прав граждан, организаций, выполнения ими юридических обязанностей в науке административного процесса традиционно выделяют следующие виды управленческих (административно-процедурных) производств:

лицензионно-разрешительное,

– регистрационное,

– производство по подготовке и принятию правовых актов управления.

Однако в зависимости от вида управленческого производства меняется его качество, поскольку специфические черты обусловливают соответствующую управленческую деятельность.

Так, в свою очередь, регистрационное производство граждан Российской Федерации можно подразделить на два вида: а) регистрационное производство граждан Российской Федерации по месту пребывания и б) регистрационное производство граждан Российской Федерации по месту жительства. Оба вида регистрационного производства осуществляются в целях обеспечения регистрационного учета и необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Посредством регистрационного управленческого производства также осуществляется регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, факта рождения гражданина Российской Федерации, регистрация брака, смерти гражданина и проч.

В этой связи каждый из видов (подвидов) регистрационного производства имеет свои особенности и присущие только ему черты, обусловленные прежде всего объектом (фактом) регистрации.

Кроме того, управленческие процедуры можно подразделить не только в зависимости от содержания, но и по иным основаниям, в частности по направленности воздействия на соответствующий вид (род) общественных отношений. В этой связи можно выделить управленческие процедуры, например, в области таможенного дела, налогового дела, земельного дела, медицинского дела, миграционные и прочие управленческие процедуры.

Каждый из видов управленческих производств имеет специфику, обусловленную предметом правового регулирования, определенные стадии.

Например, управленческое производство в области таможенного дела включает в себя таможенное оформление и такие процедуры, как внутренний таможенный транзит, временное хранение, и иные.

Таможенное оформление может производиться в упрощенном или усложненном порядке.

Кроме того, рассматриваемая управленческая процедура производится по разному поводу: скажем, по поводу прибытия товаров на таможенную территорию, их декларирования, выпуска товаров и иным.

Административно-юрисдикционное производство определяется как урегулированная нормами административного права деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению во внесудебном и судебном порядке споров в административно-правовой сфере и применению мер административного и дисциплинарного принуждения.

Особенности административно-юрисдикционного производства:

– предмет административно-юрисдикционного производства составляет конкретный административно-правовой спор, одной из сторон которого является исполнительный орган или должностное лицо, его представляющее;

– разрешение административно-правового спора возможно только на основе правовой оценки поведения сторон возникшего спора;

– административная юрисдикция включает в себя совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц по привлечению виновных граждан и юридических лиц к административной ответственности, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности государственных служащих.

  Можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства:

дисциплинарное производство;

– производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;

– производство по делам об административных правонарушениях.

Регистрационное производство

Под регистрацией понимается акт официального признания прав и законности соответствующих действий физических и юридических лиц.

Регистрация позволяет путем проверки законности определенных фактов, действий, возникновения и прекращения прав и обязанностей конкретных субъектов обеспечить защиту интересов общества и государства, а также обеспечить признание, возможность реализации и защиты прав граждан их объединений и организаций.

Под регистрационным производством понимается система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).

Можно выделить принципы регистрационного производства:

– принцип законности;

– принцип единства государственной регистрации;

– принцип добровольности и (или) обязательности государственной регистрации;

– принцип открытости и доступности сведений, содержащихся в государственных реестрах;

– принцип публичной достоверности и документальной обоснованности государственной регистрации;

– принцип непрерывности учета сведений о субъектах и объектах государственной регистрации;

– принцип «одного окна».

Законодательством РФ предусматриваются различные виды регистрации: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан по месту пребывания и места жительства в пределах РФ, прав не недвижимое имущество и сделок с ним, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Источник: https://studopedia.net/3_39681_tema--vidi-administrativnih-proizvodstv.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.