Административный протокол это

Содержание

Когда составляется протокол об административном правонарушении

Административный протокол это

Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Причинами могут быть:

  • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
  • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.

Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании.

Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

Обратите внимание!Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение.

Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания.

Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.

Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:

  • отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
  • сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
  • данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.

По итогам административного расследования также оформляется протокол.

Образец составления протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Обратите внимание!Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты.

Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.

Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами.

Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

  • работа без кассовой техники;
  • использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
  • невыдача покупателю чека.

Резюме

Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pravoved/kogda-sostavliaetsia-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-5be91b8d0b9cad00aa109989

Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению, основания для признания его недопустимым доказательством

Административный протокол это

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. КоАП установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления в соответствии со ст. 28.4 КоАП. Во-вторых, ч. 1 ст. 28.

6 КоАП предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола, а ч. 1.

1 КоАП — случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 28.2 КоАП содержит перечень обязательных к указанию в протоколе об административном правонарушении данных.

Так, в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потер-певших, если имеются свидетели и потерпевшие.

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи.

В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Место, время совершения и событие административного правонарушения также подлежит указанию в протоколе об административном правонарушении. Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения.

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для правильной квалификации правонарушения.

В протоколе указывается статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Объяснение физического лица или законного представителяюридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела, фиксируются протоколом, поскольку наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу. Исходя из объяснений нарушителя, можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В этом случае копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном и рано нарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае их неявки в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении протоколу об административном правонарушении принадлежит главенствующая роль, то при рассмотрении дела арбитражным судьей протокол выступает одним из доказательств, которое может быть признано недопустимым (правила установления недостатков протокола об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола см. в Постановлении Пленума PC РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.

2 КоАП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.

8 КоАП сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, протокол об административном правонарушении подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которым был составлен протокол.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Просмотры сегодня: 3 132

Источник: https://lexguide.ru/administrativnyj-process/protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-trebovaniya-k-oformleniyu-osnovaniya-dlya-priznaniya-ego-nedopustimym-dokazatelstvom.html

Что такое протокол об административном правонарушении?

Административный протокол это

В случае совершения действия или бездействия, которое запрещено административным кодексом РФ (КоАП), на нарушителя составляют протокол. В таком документе фиксируется только факт правонарушения, мера наказания не указывается. Кто наделен полномочиями оформлять такую бумагу, какая информация в ней прописывается и другие моменты рассмотрим в этой статье.

На основании протокола о правонарушении выносится постановление о наложении административного наказания. Этот документ можно оспорить. Но в случае, когда у человека нет юридического образования и опыта в административных делах, сделать ему это крайне сложно. Чтобы восстановить справедливость, советуем обратиться за помощью к профессионалу.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 95 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

В повседневной жизни гражданин чаще всего встречается с протоколами о правонарушении, которые оформляют сотрудники дорожной полиции. Это происходит в случае нарушения правил ГИБДД: превышения скорости, езды на красный свет светофора и т.д.

Что указывается в протоколе об административном правонарушении?

Сведения, которые указываются в протоколе, регулируются КоАП РФ. Сотрудник, оформляющий документ об административном правонарушении, обязательно должен внести в него:

  • дату;
  • место составления;
  • фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который составляет протокол;
  • информацию о правонарушителе (для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные; для организации: название, адрес, ИНН, ОГРН, данные исполнительного органа);
  • сведения о потерпевших и свидетелях, если имеются;
  • статью закона, которая была нарушена;
  • информацию о совершенном административном правонарушении (дату, место, суть);
  • краткие пояснения виновного лица.

Во время оформления протокола о правонарушении важно следить за тем, что именно пишет должностное лицо. По ходу составления документа вы вправе заявлять свои возражения, если уверены, что процедура нарушена.

После оформления протокола об административном правонарушении сотрудник государственной службы должен объяснить нарушителю и пострадавшей стороне (если она есть) их права и обязанности.

В документе делается отметка об этом. После чего виновник должен ознакомиться с протоколом о правонарушении.

Если он с чем-то не согласен, это необходимо отразить в документе, а уже после того подписывать бумагу.

В каких случаях протокол не составляется?

При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.

Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют. Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю.

Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.

Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину.

Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.

Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.

Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.

Источники:

КоАП РФ Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

КоАП РФ Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Когда и как составляется протокол об административном правонарушении

Административный протокол это

Ежедневно совершается немало правонарушений административного характера, которые государство пресекает. И каждый нарушитель сталкивается с тем, что на него составляется протокол. Что это за документ, как он должен выглядеть, какие существуют нормы по его составлению? Эти моменты надо знать, чтобы при необходимости суметь отстоять свои права.

Протокол об административном правонарушении

Протоколом называется процессуальный документ, который составляется должностным лицом, отображающий факт нарушения закона.

Данный документ не единственный в деле, но занимает в нем основное место. Он составляется на стадии возбуждения производства и имеет силу доказательства, именно на него ориентируется суд или орган, рассматривающий дело при принятии решения по делу.

Важно: в обязанности лица, составляющего документ, входит обязанность подробно разъяснить права нарушителю.

и суть протокола регулирует КоАП РФ в ст.28.2. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Дата и место где был составлен документ.
  2. Инициалы уполномоченного лица.
  3. Данные о нарушителе.
  4. Если есть потерпевшие и свидетели, информация о них.
  5. Информация о нарушенном законе.
  6. Пояснения нарушителя.
  7. Иные сведения для всестороннего рассмотрения дела.
  8. Подписи сторон.

Если в деле нет потерпевших, то должно быть составлено два экземпляра, один из которых получает на руки нарушитель. Если же нарушитель на месте отсутствует, то закон отводит три дня на то, чтобы ему был выслан документ по почте.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.2 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

В каких случаях составляется протокол

По закону существуют некоторые случаи, когда при выявлении нарушения выносится не постановление, а составляется протокол:

  1. Рассмотрение дела о правонарушении не входит в компетенцию сотрудника. К примеру, нарушения, влекущие за собой лишение прав, могут быть рассмотрены лишь судом;
  2. Нарушителем является несовершеннолетний;
  3. Лица не согласно с фактом нарушения и отказывается подписывать постановление. Например, когда водитель не согласен с инспектором;
  4. Нарушителями являются сержант, курсант, матрос, старшина, солдат, проходящие службу по призыву до заключения с ними контракта.

Совет: в пустых полях нужно поставить букву «Z» или прочерки, это необходимо для того, чтобы сотрудник не смог внести дополнительные записи в протокол, после его подписания сторонами.

Практика показывает, что некоторые водители по каким-то своим причинам отказываются подписывать протокол. В данном случае в документ вносится соответствующая пометка, которая, в свою очередь, не делает документ недействительным, но играет против водителя.

Понятые и свидетели

Если к делу подключают понятых, следует следить за тем, чтобы они имели право быть понятыми. Понятым может стать только совершеннолетнее дееспособное лицо, которое привлекается для удостоверения факта, содержания и хода процессуальных действий. Понятых не может быть менее двух.

Совет: если эти правила нарушены, не стоит говорить о них сотруднику сразу, лучше приберечь эту информацию для обжалования протокола.

По нарушениям, предусмотренным ст. 27 и ст. 28.1.1 КоАП РФ обязательно присутствие понятых или ведение видеозаписи.

https://www.youtube.com/watch?v=jvg1mT99Ul4\u0026list=RDjvg1mT99Ul4\u0026start_radio=1

Необходимо зафиксировать факт участия понятых, а также их любые, даже незначительные замечания по делу.

Помимо понятых, в деле могут принимать участие и свидетели — люди, которые знают обстоятельства дела. Главное требование к свидетелям их дееспособность. Свидетелем может быть даже родственник нарушителя или несовершеннолетнее лицо (но только в присутствии психолога или педагога). Замечания и пояснения свидетелей также фиксируются.

Важно: свидетелем не может быть лицо, составляющее протокол. Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.1.1 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Сроки составления протокола

Ст. 28.5 КоАП РФ регулирует сроки составления протокола:

  • сразу после выявления правонарушения;
  • в течение двух суток, как выявлено нарушение, если существует необходимость выяснения каких-либо иных обстоятельств по делу или данных о нарушителе;
  • если есть нужда в административном расследовании, протокол должен быть составлен сразу по окончании расследования.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.5 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Оспаривание протокола

Необходимо внимательно следить за тем, как составляется документ, и какие сведения в него вносятся сотрудником. Любые, даже мелкие, на первый взгляд, нарушения могут помочь в признании протокола недействительным.

Если инспектор не объяснил права гражданину, то в соответствующей графе нужно поставить отметку «не согласен». В судебной практике немало примеров, когда этого хватает для оспаривания протокола.

Совет: все действия сотрудника лучше снимать на видеокамеру или телефон со звуком, а также фотографировать все происходящее, это поможет зафиксировать то, что может ускользнуть от внимания.

В поле для объяснения водителя, необходимо поставить отметку «не согласен» и максимально полно и подробно изложить свою точку зрения и отметить, что в наличии имеются видео, фото и аудиозаписи с места происшествия.

Грубым нарушением являются случаи, когда сотрудник не записывает показания понятых или свидетелей. А также недопустимо привлечение посторонних лиц, которых не было на месте в момент совершения правонарушения в качестве свидетелей.

Все исправления и дополнительные записи должны быть заверены дополнительными подписями сторон, особенно важна подпись задержанного. Таким образом, подтверждается законность внесенных исправлений.

Совет: для доказательства своей невиновности в суде стоит обратиться к грамотному юристу, который лучше обычного обывателя знает законы РФ.

Ходатайство о прекращении производства

Согласно ч.1 ст.24.4, участник процесса может подать ходатайство в суд о прекращении дела об административном правонарушении. К участникам, которые имеют право заявить о ходатайстве относятся:

  1. Лицо, в отношении которого ведется дело.
  2. Потерпевшее лицо.
  3. Законные представители сторон.
  4. Защитники сторон.
  5. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

К ходатайству предъявляется лишь одно требование — письменная форма. К содержанию, а также оформлению нет четких требований, поэтому можно составить ходатайство, придерживаясь общих правил и структуры.

Кроме подробной информации, желательно приложить к ходатайству заверенные копии или оригиналы документов.

Важно: закон позволяет опираться не только на КоАП РФ, но и на другие законы РФ.

Представленные доказательства должны подтвердить одно или несколько оснований, по которым дело не может быть начато или должно быть прекращено, поэтому перед подачей ходатайства стоит внимательно ознакомиться со ст. 24.5 КоАП РФ.

Можно подать ходатайство на любом этапе процесса до рассмотрения дела судом по существу. Подавать ходатайство можно:

  • судье, который рассматривает дело;
  • в канцелярию суда;
  • почтовым отправлением с описью и уведомлением о получении.

Совет: лучше не отправлять ходатайство по почте, так как оно может задержаться в пути и потерять смысл. Скачать для просмотра и печати:

Статья 24.4 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Статья 24.5 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Назначение наказания без составления протокола

Не всегда при выявлении нарушения составляется протокол. Существуют два случая, когда в нем нет необходимости:

  • штраф или предупреждение назначены на месте, а нарушитель с виной согласен;
  • нарушение зафиксировали камеры.

на тему составления протокола об административном правонарушении

Источник: https://PravoNarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/naznachenie/protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении

Административный протокол это

В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет.

Например,  многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.

Ранее многие считали, что даже если с наказаниеми вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрееи дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием.

Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, ужеиная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания.

Крометого, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения кадминистративной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — отдорожного движения до отдыха и рыбалки.

https://www.youtube.com/watch?v=MVgzOiQ_z0M\u0026list=RDjvg1mT99Ul4\u0026start_radio=1

В этой связи каждому полезно знать базовыеправила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол — это документ, который составляетдолжностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорногооргана), после выявления (обнаружения) административного правонарушения.

Смомента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинаетсясобственно производство по делу об административном правонарушении.

Здесь важнопонимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событиеправонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются.

Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей илииным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения ипринимается документ — постановление по делу об административном правонарушении(в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказаниеили прекращено производство по делу.

В большинстве случаев протокол составляется сразу— там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте,дома и т.п.  — в зависимости от существанарушения).

Однако нередки  и ситуации,когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составленияпротокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют попочте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола(это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, врамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях —например,  вы не подали декларацию).Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявленияадминистративного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практикеслучается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вамответственности избежать).

Из изложенной общей схемы, есть несколькоисключений:

— прокурор, который имеет право возбуждать делаоб административных правонарушениях, составляет документ, который называется непротокол, а постановление.

Но иное тут только название, суть (назначение)документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название —«постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его,виновным вас не признает, наказание не назначает.

Все нижеследующие правилаповедения верны и для случаев составления постановления прокурором.

—  в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования.

Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.

27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно

— иногда стадия составления протокола отсутствуетв принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Этовозможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрениедела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо,привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно снаказанием, то составляется и протокол.

— не составляется протокол и в случае выявленияправонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированныхс применением работающих в автоматическом режиме специальных техническихсредств

Протокол, согласно КоАП, является доказательствомпо делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоватьсяпротив вас.

С другой стороны, грубые нарушения, допущенныедолжностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием дляпрекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже еслиадминистративное правонарушение вы совершали.

Таким образом, понятно — в зависимости от того,что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, вомногом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важнознать, как правильно действовать.

Итак, что важно помнить, если вы находитесь вситуации составления в отношении вас протокола об административномправонарушении.

1.  Неимеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться повызову для его составления (если протокол составляется не сразу).Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАПесть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете исебе ничем не помогаете.

2. До составления протокола вам должны разъяснитьваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе.Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите,потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне неразъяснили».

Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а несразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполненазаранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовитсязаранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально.

В этом случае«до составления» — означает, что это первое, что делает должностноелицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.

3. Основные моменты процедуры такие — составлениепротокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вамипротокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменныхобъяснений.  Именно в такойпоследовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится спротоколом и что-то в нем пишет.

Если вам передают протокол для ознакомления иподписания, то  прочитав его, задайтевопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения)составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет— смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов свашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z.

  Это нужно для того, чтобы после вашегоознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.

4. Если вы видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (онивозможны при составлении протокола «на месте») и проверьтеправильность их данных в протоколе .

Если указаны свидетели — аналогично припротоколировании «на месте».

Если у вас есть свидетели, которые могутподтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны —просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе«замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».

5. Вы имеете право сделать замечания посодержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам неразъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить всеиные недостатки протокола.

Он должен содержать указание на место егосоставления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол,сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статьюзакона, предусматривающую административную ответственность за данноеадминистративное правонарушение.

 Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильноеместо, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо ит.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит высогласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью другихдостоверных доказательств.

  Такжеотметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений.   Если замечаний у вас нет или осталосьсвободное место — ставьте Z.

6.  Неторопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или непризнании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и настадии рассмотрения дела по существу.

Чтобы вам ни говорил сотрудник,составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаюили нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Датьобъяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы неуверены, совершили вы нарушение или нет.

Приемлемый вариант — в графе пояснениянаписать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужнаюридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела,необходима помощь защитника».  Этоправильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любомслучае стрессовая ситуация.

Вы должны помнить, что протокол — доказательство, ичем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потомскорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е егопомощи — лучшим образом отстоять ваши интересы.

Потом, в спокойной обстановке,вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовойпомощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протоколаосталось свободное место — обязательно ставьте Z.

7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если онсоставляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, которыйзаполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужныеотметки в протокол — просто забираете второй экземпляр.

Если протоколсоставляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземплярапротокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у васзаберут в целях его направления для рассмотрения по существу.

Если заполнениепроисходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать всвоем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола.

Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, таккак, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как вточности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной органадминистративной юрисдикции.

Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое кадминистративной ответственности, вправе пользоваться юридической помощьюзащитника (адвоката или иного лица по доверенности).  Такая помощь может оказываться не только прирассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола.

По нашемуопыту явка для составления протокола об административном правонарушении садвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явкас адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — вдальнейшем обжаловать постановление по делу.

В случае проигрыша дела расходы наадвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляетсоответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.

Если вам нужен адвокат — примерная стоимость наших услуг.

© Лилия Мищук

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.

Источник: https://kaliningradadvocate.ru/2020/01/15/protocol/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.