Административным производством является

Административно-процессуальное право

Административным производством является

Понятие и принципы административной юрисдикции

Административная юрисдикция — это процессуальная деятельность судей, уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешения административно-правовых споров, правовой оценке поведения их участников и применения к виновной стороне в необходимых случаях мер юридической ответственности.

Причины возникновения административно-правовых споров:

  • претензии участников административно-правовых отношений — граждан (организаций) к органу власти и управления по поводу издания правового акта, который затрагивает их права и интересы;
  • инициатива субъекта административной юрисдикции (при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности);
  • инициатива специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов).

Административно-процессуальная деятельность базируется на следующих принципах:

  1. принципе законности;
  2. принципе компетентности;
  3. принципе процессуального равенства сторон административно- юрисдикционного процесса;
  4. принципе соблюдения интересов государства и личности;
  5. принципе доступности и гласности административного производства для всех его участников;
  6. принципе состязательности при осуществлении административного производства.

Формой выражения административной юрисдикции является административное производство. Административное производство представляет собой нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Административно-юрисдикционные производства

Существуют следующие виды административных производств:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения;
  • исполнительное производство;
  • дисциплинарное производство по нормам административного и административно-процессуального права;
  • производство по жалобам граждан;
  • согласительное производство.

Производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях — это процесс, который состоит из последовательности процедур по рассмотрению административных дел, вынесению и исполнению решений по ним.

Основанием производства по делам об административных правонарушениях являются:

  • совершение правонарушения (материальное основание) и составление протокола об этом компетентным органом (процессуальное основание);
  • возникновение ситуации административного спора в связи с постановлением органа административной юрисдикции (материальное основание) и принесение жалобы или протеста на постановление органа административной юрисдикции, рассмотревшего дело по первой инстанции (процессуальное основание).

Производство по делам об административных правонарушениях делится на: (а) процедурную стадию, т.е.

совокупность процессуальных действий, предшествующих наложению административного наказания на правонарушителя уполномоченным органом; (б) исполнительную стадию, которая представляет собой производство по наложению того или иного вида административного наказания и производство по исполнению постановления суда в части возмещения имущественного ущерба.

Производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения. Данное производство состоит из:

  1. стадии решения вопроса о применении мер административного пресечения или административно-предупредительных мер;
  2. стадии применения мер административного пресечения или административно-предупредительных мер и процессуальное оформление такого применения;
  3. стадии обжалования применения указанных мер.

Согласительное производство — это разрешение административно-

правовых споров между субъектом Российской Федерации и федеральной властью, между субъектами Российской Федерации, между органами отраслевого и территориального управления Российской Федерации, между органами отраслевого и территориального управления субъектов Российской Федерации. Основой согласительного производства является процедура применения согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции Российской Федерации.

Статья 85. Конституции Российской Федерации.

1.

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Административное производство по жалобам граждан. Административное производство по жалобам граждан — это порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных административных дел спорного характера на основании поданной гражданином жалобы и в интересах защиты его прав и интересов в сфере государственного управления.

Заявление жалобы является способом защиты и восстановления нарушенных прав граждан, предусмотренным конституцией.

Статья 33. Конституции Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Жалоба, подаваемая в органы государственного управления, порождает административно-правовой спор, в основе которого лежит претензия заявителя жалобы о том, что его права или законные интересы нарушены правовыми актами или действиями органов исполнительной власти или их должностными лицами.

Стадии административного производства по жалобам граждан:

  1. возбуждение производства по жалобе;
  2. установление фактических обстоятельств дела по жалобе;
  3. рассмотрение жалобы по существу и принятие по ней решения;
  4. обжалование или опротестование решения по жалобе;
  5. исполнение решения по жалобе.

Дисциплинарное производство. Дисциплинарное производство — это порядок совершения действий уполномоченных субъектов, направленных на привлечение лиц, виновных в совершении правонарушения в виде дисциплинарного (служебного) проступка к дисциплинарной ответственности путем применении к лицам, совершившим данное правонарушение, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий.

Пример дисциплинарного (служебного) проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность заключается в претерпевании лицами, совершившими дисциплинарный проступок, лишений и ограничений личного либо имущественного характера.

Взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В данный период времени не включается время болезни работника (государственного служащего) или пребывания его в отпуске.

Источник: https://isfic.info/safka/apro06.htm

Тема 2. Виды административных производств

Административным производством является

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.

   Можно выделить две обобщенные группы административных производств, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя отдельные виды административных производств:

1) Административно-процедурное производство;

2) Административно-юрисдикционное производство.

Управленческое производство – один из видов деятельности органов исполнительной власти. Деятельность эта многообразна, как многообразны права и законные интересы граждан и организаций, полномочия органов по реализации исполнительной власти, иных публичных органов и организаций.

По сути, управленческое производство – это позитивная деятельность. Она не связана с конфликтом, спором, осуществлением юрисдикционных функций и, соответственно, с применением мер государственного принуждения. В науке административного процесса такого рода деятельность получила название административно-процедурного производства.

Административно-процедурное производство – это управленческие действия, а рамках которых происходит реализация исполнительной власти и которые не связаны с осуществлением юрисдикционных функций.

Основные отличия административно-процедурного производства от административно-юрисдикционного:

– предметом процедурного производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера;

– в рамках административно-процедурного производства правовая оценка поведения сторон не является обязательной. Она может иметь место в качестве одного из условий удовлетворения тех или иных ходатайств (например, при регистрации, выдачи лицензии и др.), но может и не требоваться (например, при подготовке управленческого решения);

– административно-процедурное производство не имеет целью применение принудительных мер административного характера.

По мнению С.Д. Хазанова, административная процедура – это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение юридического дела или выполнение управленческих функций.

В.Д. Сорокин определял производство в качестве составляющей процесса. Придерживаясь позиции о том, что процесс представляет собой совокупность производств, материальные нормы административного права реализуются с помощью административных процессуальных правовых норм.

Осуществляя административно-процедурное производство, органы исполнительной власти (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного характера. Такого рода работа связана с реализацией дозволений: выдачей разрешений (лицензий, допусков, прав на управление, квот и т.д.

), регистрацией (транспортных средств, иностранных граждан и граждан Российской Федерации, прав на сделки с недвижимостью), подготовкой и принятием правовых актов управления, приватизацией имущества, применением мер поощрения к индивидуальным и коллективным субъектам, аттестацией качества продукции и услуг, осуществлением административного контроля, надзора без применения санкций, одним словом, с совершением распорядительных действий правоисполнительного характера.

Д.Н. Бахрах такого рода деятельность подразделяет на два вида: административно-правотворческую и административно-правонаделительную.

В зависимости от функциональной специфики деятельности компетентных органов исполнительной власти, обеспечения реализации соответствующих прав граждан, организаций, выполнения ими юридических обязанностей в науке административного процесса традиционно выделяют следующие виды управленческих (административно-процедурных) производств:

лицензионно-разрешительное,

– регистрационное,

– производство по подготовке и принятию правовых актов управления.

Однако в зависимости от вида управленческого производства меняется его качество, поскольку специфические черты обусловливают соответствующую управленческую деятельность.

Так, в свою очередь, регистрационное производство граждан Российской Федерации можно подразделить на два вида: а) регистрационное производство граждан Российской Федерации по месту пребывания и б) регистрационное производство граждан Российской Федерации по месту жительства. Оба вида регистрационного производства осуществляются в целях обеспечения регистрационного учета и необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Посредством регистрационного управленческого производства также осуществляется регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, факта рождения гражданина Российской Федерации, регистрация брака, смерти гражданина и проч.

В этой связи каждый из видов (подвидов) регистрационного производства имеет свои особенности и присущие только ему черты, обусловленные прежде всего объектом (фактом) регистрации.

Кроме того, управленческие процедуры можно подразделить не только в зависимости от содержания, но и по иным основаниям, в частности по направленности воздействия на соответствующий вид (род) общественных отношений. В этой связи можно выделить управленческие процедуры, например, в области таможенного дела, налогового дела, земельного дела, медицинского дела, миграционные и прочие управленческие процедуры.

Каждый из видов управленческих производств имеет специфику, обусловленную предметом правового регулирования, определенные стадии.

Например, управленческое производство в области таможенного дела включает в себя таможенное оформление и такие процедуры, как внутренний таможенный транзит, временное хранение, и иные.

Таможенное оформление может производиться в упрощенном или усложненном порядке.

Кроме того, рассматриваемая управленческая процедура производится по разному поводу: скажем, по поводу прибытия товаров на таможенную территорию, их декларирования, выпуска товаров и иным.

Административно-юрисдикционное производство определяется как урегулированная нормами административного права деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению во внесудебном и судебном порядке споров в административно-правовой сфере и применению мер административного и дисциплинарного принуждения.

Особенности административно-юрисдикционного производства:

– предмет административно-юрисдикционного производства составляет конкретный административно-правовой спор, одной из сторон которого является исполнительный орган или должностное лицо, его представляющее;

– разрешение административно-правового спора возможно только на основе правовой оценки поведения сторон возникшего спора;

– административная юрисдикция включает в себя совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц по привлечению виновных граждан и юридических лиц к административной ответственности, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности государственных служащих.

  Можно выделить следующие виды административно-юрисдикционного производства:

дисциплинарное производство;

– производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;

– производство по делам об административных правонарушениях.

Регистрационное производство

Под регистрацией понимается акт официального признания прав и законности соответствующих действий физических и юридических лиц.

Регистрация позволяет путем проверки законности определенных фактов, действий, возникновения и прекращения прав и обязанностей конкретных субъектов обеспечить защиту интересов общества и государства, а также обеспечить признание, возможность реализации и защиты прав граждан их объединений и организаций.

Под регистрационным производством понимается система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).

Можно выделить принципы регистрационного производства:

– принцип законности;

– принцип единства государственной регистрации;

– принцип добровольности и (или) обязательности государственной регистрации;

– принцип открытости и доступности сведений, содержащихся в государственных реестрах;

– принцип публичной достоверности и документальной обоснованности государственной регистрации;

– принцип непрерывности учета сведений о субъектах и объектах государственной регистрации;

– принцип «одного окна».

Законодательством РФ предусматриваются различные виды регистрации: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан по месту пребывания и места жительства в пределах РФ, прав не недвижимое имущество и сделок с ним, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Источник: https://studopedia.net/3_39681_tema--vidi-administrativnih-proizvodstv.html

Административный процесс и административные производства

Административным производством является

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

  1. административный процесс – особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения;
  2. признание тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс» (процесс является способом обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы.  Если нет спора между сторонами административного правоотношения или если не решается вопрос о применении принуждения, нет и административного процесса);
  3. понятиям «процесс» и «производство» в их соотношении придается прямо противоположный смысл (административное производство оказывается явлением более широким, нежели процесс; оно охватывает все стороны деятельности аппарата государственного управления, широкий круг общественных отношений в области государственного управления);
  4. процессуальным нормам отведено регулирование лишь рассмотрения споров и применения мер принуждения органами государственного управления (основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения; административно-процессуальные нормы рассматриваются в качестве правового института, нормы которого составляют одну из частей административного права).

Таким образом, административный процесс – регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс: «управленческая» концепция

“Управленческая” концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Основные положения “управленческой” концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е.

    во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);

  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс – это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс – это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения.

Таким образом, административный процесс – урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Структура административного процесса

Есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств:

    1. административно-правотворческих;
    2. административно-правонаделительных;
    3. административно-юрисдикционных.

Альтернативная структура административного процесса

Ряд авторов (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и пра­во, 2013. – 175 с.) предлагают следующую структуру административного процесса:

    • административные процедуры – это упорядоченные в норма­тивном порядке действия органов исполнительной власти и об­разуемых этими органами государственных учреждений, направ­ленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
    • административная юрисдикция – процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной вла­сти и судами мер административного принуждения к физиче­ским и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
    • административная юстиция – судебный кон­троль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнитель­ной власти, и актов, принимаемых органами местного само­управления (включает административное судопроизводство).

Понятие административного производства

Административное производство – определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Иначе: Административное производство – это совокупность форм и методов обеспечения порядка рассмотрения административных дел.

В правовой науке четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс есть сумма производств; производство – органическая часть процесса.

Виды административных производств по В.Д. Сорокину:

  1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;
  2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
  3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;
  4. производство по делам о поощрениях;
  5. производство по делам об административных правонарушениях;
  6. производство по дисциплинарным делам;
  7. регистрационное производство;
  8. лицензионное производство;
  9. исполнительное производство.

Критерием данного варианта классификации является характер индивидуально-конкретных дел. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

    • правотворческое производство;
    • правонаделительные производства;
    • правоохранительные производства (юрисдикционные).

Названные группы административных производств являются системными частями административного процесса, так как:

    1. они осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел;
    2. они осуществляются преимущественно и главным образом органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (не меняет положения и то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты, например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях);
    3. материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/administrativniy-protsess-i-administrativnie-proizvodstva

Понятие административного производства, виды

Административным производством является

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное разрешение индивидуальных административных дел, объединенных обязательностью предмета.

Все административные производства подразделяются на 2 группы:

1) процессуальное производство;

2) юрисдикционное.

Процессуальное производство охватывается понятием делопроизводство. Предметом процессуального производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера. В рамках процедуры производства правовая оценка поведения лица не является обязательной. Процессуальное производство не имеет своим результатом применение принудительных мер.

Различают следующие виды процессуальных производств:

1) лицензировано-разрешительные;

2) регистрационные;

3) нормотворческие.

Лицензионно-разрешительное производство регулируется ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который определяет, что лицензия – это основной документ, который разрешает осуществление определенного вида деятельности в определенные сроки и устанавливает условия осуществления этого вида деятельности. Для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган определенный пакет документов. В большинстве случаев, кроме предоставления документов требуется проведение экспертизы.

Срок для выдачи лицензии – 30 дней. Отказ в выдаче лицензии м б обжалован в арбитражном суде. Лицензии выдаются сроком от 3х до 5 лет. Передача лицензии другим лицам запрещается. Лицензирующий орган при наличии нарушений может приостановить действие лицензии на срок до 6 месяцев.

Отзыв лицензии возможен только по решению суда, но лицензия на осуществление банковской деятельности только ЦБ. Разрешительная система – совокупность правил, регламентирующих порядок производства, хранения и т.д.

оружия, взрывчатых веществ, а также порядок открытия и функционирования оружейных, ремонтных, пиротехнических производств и строительство тиров.

Регистрационное производство осуществляется в ФМС, ФНС, ФС кадастрового учета, министерстве юстиции. Министерство юстиции осуществляет регистрацию НПА ФОИВ.

ФМС осуществляет учет граждан РФ и иностранных граждан по месту жительства и месту постоянного пребывания. ФНС осуществляет регистрацию юридических лиц.

ФС по кадастру осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Нормотворческое производство. Общее правило процессуальных действий по принятию НПА практически отсутствует. В большинстве случаев действует правило ведомственного характера.

Единственным НА является регламент заседаний правительства.

Кроме того, правила подготовки и принятия НА ФОИВ и их государственной регистрации предусматривают обязанность органов ИВ регистрировать свои НА в министерстве юстиции.

К юрисдикционному производству относят:

1) производство по делам об административном правонарушении;

2) дисциплинарное производство;

3) производство по жалобам.

Особенности юрисдикционного производства:

1) специфическим предметом административной юрисдикции является конкретный административный спор;

2) правовая оценка поведения лица является важнейшим условием разрешения административно-правового спора;

3) возможность или необходимость применения соответствующих мер юридической ответственности к виновной стороне спора.

ТО административная юрисдикция – это административно-процессуальная деятельность уполномоченных исполнительных органов, осуществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения индивидуальных административно-правовых споров и дел.

Суть дисциплинарного производства закрепляется в применении дисциплинарного принуждения к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка.

Дисциплинарное производство регламентировано многими НА, но в общем виде оно выглядит следующим образом: взыскание применяется непосредственно за обнаружение проступка, но не позднее 1 месяца со дня обнаружения и в месяц со дня совершения. До применения взыскания с работника д б затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание налагается прямым или непосредственным начальником в устной или письменной форме.

Дисциплинарное взыскание считается погашенным, если в течение года со дня его наложения не будет наложено новое взыскание.

Нормативной основой производства по жалобам является ФЗ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ГПК, АПК.

Источник: https://studopedia.ru/3_199688_ponyatie-administrativnogo-proizvodstva-vidi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.