Альтернативная санкция это

Альтернативные санкции Теория государства и права: Учебник Под

Альтернативная санкция это

Административное право / Арбитражный процесс / Земельное право / История государства и права / История политических и правовых учений / Конституции стран / Международное право / Налоги и налогообложение / Право / Прокурорский надзор / Следствие / Судопроизводство / Теория государства и права / Уголовное право / Уголовный процесс Юриспруденция Теория государства и права

Под ред. В.К. Бабаева. Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева . – М.:Юристъ,2003. – 592 с., 2003
где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы лили, ллибо не-сколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно – наиболее целесообразное для решаемого случая. Пример такой санкции: Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, – наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (ст. 214 УК РФ).Демократизация социально-экономической и политической жизни объективно обусловливает возрастание роли положительных, стимулирующих правомерное поведение мер. Однако они диалектически будут сочетаться с санкциями. Санкция как часть юридической нормы наиболее чутко реагирует на изменение условий жизни общества и государства. Поэтому можно, не меняя довольно долго сами нормы права и изменяя лишь их санкции, приспособить существующие нормативные предписания для решения назревших потребностей общественного развития.Трехчленная логическая структура нормы права имеет исключительно большое значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, так как позволяет создавать жизнеспо-собную, проверенную практикой, эффективную систему государственно-правового воздействия на поведение человека. Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение самого варианта необходимого поведения, ситуации его действия (недействия), побудительных средств, обеспечивающих реализацию правового предписания. Отсутствие какого-либо структурного элемента юридической нормы – правила поведения свидетельствует об ее ущербности и приводит к лсбоям в правовом регулировании: норма либо теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами (становится беспредметной), либо не предлагает варианта поведения, либо утрачивает свои побудительные свойства.Норма права, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться в статьях закона или иного нормативного акта. Есть три случая такого изложения.Норма права и статья закона совпадают, т.е. в одной статье нормативного акта целиком изложена норма в составе всех трех ее элементов.Это наиболее типичный случай. В уголовно-правовых нормах при этом диспозицию как третий элемент юридической нормы следует лпроявлять логическим путем, и выглядеть она, к примеру, будет так: Хулиганство совершать запрещено, Получениевзятки запрещено и т.д.Несколько норм включено в одну статью закона.Так, ст. 24 ГПК РФ, предусматривающая последствия заявления об отводах, состоит из трех частей, и каждая из них является самостоятельной нормой. Двенадцать исходных норм (а у них структура иная, чем у норм – правил поведения) содержит ст. 1 Федерального закона Об обороне от 31 мая 1996 г. Каждая из двенадцати частей статьи первой этого закона является самосто-ятельной нормой: организация обороны, цели создания Вооруженных Сил РФ, правовой статус земли, лесов, вод, имущества, предоставленных Вооруженным Силам, и т.д. Надо иметь в виду, что части статей конституции, основ законодательства разворачиваются в кодексах в отдельные нормы, а порой и не в одну.Одна норма расположена в нескольких статьях. Например, ст. 12 и 13 Семейного кодекса РФ содержат условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 определяют порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 28, 30 этого же Кодекса указывают основания и последствия признания брака недействительным (санкция).
>
= К содержанию =
  1. з 3. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМальтернативные. абсолютно определенные – это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законода тельство устанавливает исчерпьшающий перечень условий, при которых
  2. Общие начала назначения наказанияальтернативную санкцию. В силу этого большое значение имеет указание в законе о том, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания (восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений).
  3. 2.2. Структура уголовного законаальтернативные. Относительно-определенной является санкция, которая устанавливает низший и высший пределы наказания. Пределы наказания могут быть двух видов: а) с минимумом и максимумом наказания (например, в ч. 1 ст. 205 УК РФ предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет); б) с максимумом наказания (например, в ч. 2 ст. 112 УК РФ предусматривается наказание в
  4. 2.3. Действие уголовного закона во времени и в пространствеальтернативная санкция, предусматривающая более мягкое наказание, или когда она не изменяет пределов первого, наиболее тяжкого вида наказания, и устанавливает менее строгий второй вид альтернативного наказания; в) статья нового закона состоит из нескольких частей, а в соответствующей статье старого закона частей не было, и при этом одна из частей нового закона смягчает наказание, если деяние
  5. 2. Система уголовного законодательстваальтернативными. Абсолютно-определенная санкция устанавливает не только один вид наказания, но и строго определенный его размер. Действующее законодательство не содержит абсолютно-определенных санкций, ибо они не позволяют индивидуализировать наказание в зависимости от обстоятельств конкретного преступления и личности виновного, а значит, не отвечают принципу справедливости.
  6. 1. Общие начала назначения наказанияальтернативные санкции. Поэтому законодатель особо подчеркнул, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Принципу справедливости очень близок по смыслу принцип достаточности наказания. Принцип достаточности, к сожалению не нашел своего отражения в
  7. 27.2 Заемные (внешние) средства предприятияальтернативных источников финансирования. В составе привлеченных средств в 2003 г. оставалась небольшой доля кредитов банков, которая снизилась до 5,3 против 5,9% в2002 г. В 2003 г. развитие банковского кредитования инвестиций в основ ной капитал сдерживали сохраняющиеся риски долгосрочного кре дитования предприятий, несовершенство законодательной базы, от сутствие должной прозрачности
  8. 17.2. Особенности развития мирового рынка нефтиальтернативных энергоресурсов (угля, электро-энергии, атомной, энергии); активное внедрение энергосберегающих технологий. В итоге с середины 80-х годов наблюдается новая тенденция – все более замедленный рост мирового спроса на жидкое топливо по срав нению с темпами развития экономики в целом. С 2001 г. проводится активная общая либерализация нефтяной тор говли, что можно назвать началом этапа 4
  9. 4. Виды подведомственности дел арбитражным судамальтернативную. Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями. Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом
  10. 4.Определенность, безусловность и полнотаальтернативных решений арбитражного суда, т.е. с альтернативным вариантом поведения истца в процессе его исполнения. Довольно часто нормы права содержат альтернативные элементы – гипотезу, диспозицию или санкцию, позволяющие выбрать несколько вариантов поведения. Например, кредитор в гражданско- правовом обязательстве всегда имеет альтернативу в выборе способов защиты: он имеет право потребовать
  11. 4. Последствия принятия (свойства) решения третейского судаальтернативной по отношению к государственному суду формы разрешения правовых споров. Решение третейского суда приобретает свойство исключительности тогда, когда оно становится обязательным (окончательным) для сторон. Действующее российское процессуальное законодательство, так же как и большинство иностранных законов о третейском суде, содержит положения об обязательности решения третейского
  12. з 3. Участники исполнительного производстваальтернативных началах: в судебном порядке или в по рядке, предусмотренном законодательством об исполнительном про изводстве. Причем процессуальное правопреемство осуществленное в судебном порядке, следует рассматривать как своеобразную форму надзора за действиями судебного пристава-исполнителя и лиц, уча ствующих в исполнительном производстве (см.: постановления ФАС Поволжского округа от 5 июля
  13. з 3. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛальтернативные По кругу лиц, к которым они обращены специальные По масштабам и уровню охвата общественных отношений конституционные, основные, исходные, закрепляющие правовые основы государственных и общественных институтов, правового положения человека и гражданина нормативные статьи – дефиниции, формулирующие правовые понятия статьи-принципы, формулирующие основополагающие начала, на
  14. 1.3.1. Неформальные правилаальтернативных возможностей получения доходов индивиды меньше зависят от расположения определенного сообщества. Оба эти условия – не большой размер группы и высокие издержки, которые несет нару шитель, подвергающийся остракизму, выполнялись в первобыт ных изолированных сообществах. Поэтому там система право судия, основанная на неформальных правилах, была достаточно эффективной. Третьим условием
  15. 2.2.4. Издержки контроля за соблюдением контракта и предупреждения оппортунистического поведенияальтернативного дохода, который игрок В может получить в дру гом месте. С ростом альтернативного дохода эффективность сдер живания игрока В от обмана с помощью механизма двусторонней репутации убывает. Механизм двусторонней репутации будет до статочно эффективен на неактивном рынке (thin market), где дей ствует небольшое число продавцов и покупателей и где игроку В трудно найти замену игроку А в
  16. 4.5.4. Типы контрактов и альтернативные способы организации сделкиальтернативных способов организа ции сделки можно представить в виде следующей таблицы. Таблица 22 Типы контракта и альтернативные способы организации сделки Тип контракта Цена (р) Специ-фичность ресурса (к) Гарантии исполнения контракта (л) Способ организации сделки Класси ческий Решающая роль в стиму-лировании, координации и контроле к=0 ресурс обще го назначе ния 5 = 0 гарантии не
  17. глоссарийальтернативном варианте использования. Классическая фирма (dassical firm) – фирма, в которой все решения принимаются одним лицом, в руках которого сосредоточены все права, входящие в пучок прав собственника фирмы: право на остаточный доход, право контроля фирмы и право продажи фирмы. Команда (team) – группа работников, которая совместно произво дит некоторый выпуск в ситуации, когда вклад
  18. 6.4. СОГЛАСОВАННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ИНСТРУМЕНТЫальтернативных источников, он становится все менее эффективным и исчезает. По сути, это вопрос време ни – когда монопольная цена привлечет в отрасль новых про изводителей картельного товара или товаров-субститутов? СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Судьба картеля производителей кофе Газета Известия опубликовала 23 октября 2001 г. заметку Гадание на гуще, которая (в сокращенном варианте) сообща ла: В
  19. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬальтернативных издержек 31 Госсена второй 132 Госсена первый 127 предложения 55 спроса 47, 243 убывающей отдачи 175, 179 убывающей предельной нормы технического замещения 190 убывающей предельной полезности 47 уменьшения предельной склонности к замещению 136 Законодательство 357 антикартельное 325 Законы природы 273 Замена 153 нормального товара 152 по Хиксу 152 производственного процесса 176
  20. 11.2. Инвестиционная деятельность предприятияальтернативные; по типу эффекта: сокращение затрат, повышение конкурен-тоспособности, увеличение объемов продаж, расширение рынков сбыта, социальный эффект; по способам финансово-денежных расчетов с инвестором: сотрудничество с другой компанией или с инвестиционным фондом, заем денег в банке под определенный процент; по масштабам: малые инвестиционные проекты, краткосроч ные монопроекты,

Источник: http://geum.ru/finansy/gosudarstva-prava-teoriya/alternativnyie-sanktsii.php

Вопрос №3. Понятие и виды санкций

Альтернативная санкция это
Вопрос 3
Санкция — это часть нормы права, указывающая на форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате чего субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается, т.е. санкция – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Признаки санкций:

1.     Является правовым средством воздействия на интересы лиц;

2.     Для нее установлена определенная процедура применения;

3.     Для ее применения необходимо наличие вины;

4.     Обеспечивается мерами государственной защиты;

5.     Связана с благом, ценностью (т.е. ее лишением);

6.     Это средство защиты общества от правонарушений;

7.     Это мера осуждения;

8.     В ней заложены силы подтягивающие поведение личности до нормы.

1.                По характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всегоправовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаютсяправовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

2.                В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды:

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав.

Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

3.                По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные.

          Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст.

166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Применение таких санкций способствует реализации принципа индивидуализации юридической ответственности.

4.                По своему составу: простые и сложные.

Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 КоАП РФ — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). 

Сложная. Сложные санкции могут бытькумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбиратьодну из названных в законе мер государственного принуждения (или штраф, или увольнение с должности).

Кумулятивные санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер (лишение свободы с конфискацией имущества).

5.  Моральные, материальные и организационные.

Основными целями применения санкций являются:

– воспитание правонарушителя;

– предупреждение совершения им новых правонарушений, т.е. боязнь быть вновь подвергнутым наказанию удерживает его от повторного совершения правонарушения. Это чувство усиливается тем обстоятельством, что повторность рассматривается как обстоятельство отягчающее ответственность.

– предупреждение  правонарушений на его примере, для этого информацию о применяемых санкциях публикуются в средствах массовой информации и в средствах наглядной агитации.

Санкции должны быть эффективными. Эффективность определяется фактически достигнутым результатом применения санкции, который  определяется в количественных показателях. Эти показатели должны быть объективными, достоверными и способными количественно отражать поведение  субъектов.

Важное значение для эффективности санкций имеет соблюдение определенных условий их результативности, т.е.

1.       наличие систематизированного и стабильного законодательства, регулирующего ответственность; 

2.       информированность субъектов права о существующих правовых запретах и санкциях, установленных за их нарушение;

3.       оперативность производства привлечения к ответственности;

4.       реальность исполнения санкций;

5.       стабильность практики применения санкций;

6.       законность и справедливость применяемых санкций;

7.       информированность субъектов о применяемых санкциях;

8.       авторитет правоприменительного органа и др.

“,”author”:”Автор: arslanbekova4.blogspot.com”,”date_published”:”2020-11-21T18:30:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://arslanbekova4.blogspot.com/2016/09/3.html”,”domain”:”arslanbekova4.blogspot.com”,”excerpt”:”Вопрос 3 Санкция — это часть нормы права, указывающая на форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного пове…”,”word_count”:704,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://arslanbekova4.blogspot.com/2016/09/3.html

Классификация и виды санкций

Альтернативная санкция это

Санкция – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные. Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда).

Сложная – несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами).

Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения.

Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав.

Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания.

Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст.

1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.

Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст.

203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового»

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества.

В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент).

Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным анием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы – правила поведения), охранительные (нормы – стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

• управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);

• обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);

• запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.

Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст.

11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).



Источник: https://infopedia.su/14x36e7.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.