Амнистия и помилование в российской федерации

Амнистия и помилование в уголовном праве Российской Федерации

Амнистия и помилование в российской федерации


В статье рассматривается необходимость выработки в России единого нормативного акта, регламентирующего критерии определения преступлений, за совершение которых возможно амнистирование и помилование преступников.

Ключевые слова: амнистия, помилование, исполнение наказания, правовой статус, пробел, нормативный акт.

The article deals with the need to develop in Russia a single normative act regulating criteria for the definition of crimes for which Amnesty and pardon of criminals are possible.

Key words: amnesty, pardon, execution of punishment, legal status, gap, conflict, normative act.

Ключевое направление развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ на сегодняшний день заключается в его гуманизации.

Об этом, в частности, свидетельствует декриминализация некоторых деяний, смягчение уголовной ответственности для преступления небольшой тяжести и замена реального лишения свободы более мягким наказанием, таким как штраф (в большей степени это относится к экономическим преступлениям, которых в последнее десятилетие ставится все больше).

Одними из инструментов такой гуманизации уголовной политики России являются амнистия и помилование лиц, совершивших уголовно-наказуемое деяние.

Характер этих уголовно-правовых институтов можно с уверенностью назвать многоаспектным. Во-первых, они несут в себе колоссальную превентивную нагрузку, которая в наибольшей степени эффективна среди лиц, впервые совершивших преступление, несовершеннолетних, а также лиц, совершивших преступления по неосторожности.

Во-вторых, стимулирование правопослушного поведения амнистированных и помилованных лиц. Как справедливо замечает Р. А.

Ромашов, прощение со стороны государства лиц, совершивших преступление и приговоренных к наказанию по решению суда, является актом гуманизма, который свидетельствует о том, что общество (как минимум в лице правительства) готово принять человека, виновного в преступных действиях, но раскаявшегося в содеянном и стремящегося вновь стать полноправным и законопослушным гражданином [3, С.4].

В-третьих, экономическая выгода, заключающаяся в значительной финансовой экономии бюджетных средств за счет освобождения лиц, отбывающих наказания, и лиц, в отношении которых осуществляется расследование, находящихся на полном государственном обеспечении.

В-четвертых, возможность наилучшей и своевременной социальной реабилитации таких лиц.

Сегодня, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации не содержат дефиниций «амнистии» и «помилования» [5], а статья 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорит лишь о том, что «порядок применения амнистии определяется органом, издавшим акт об амнистии» [6].

Главным отличительным свойством амнистии от помилования является ее неперсонифицированный характер, а также отличие органа, издающего соответствующий акт. Если помилование, является актом единоличного органа власти в лице Президента Российской Федерации, то амнистия объявляется, как правило, законодательным органом власти.

Нельзя не согласиться с мнением А. П. Фокова, о том, что «до настоящего времени законодатель не разработал общего механизма применения государственного акта амнистии, не разработаны правовые нормы, признаки и категории лиц, подлежащих амнистированию» [7, С. 2–3].

Выработка государственной политики в отношении амнистии и помилования является важным моментом в установлении тактики и стратегии государства в вопросе освобождения от отбывания наказания и уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления [4, С. 20].

Подобное нормативное игнорирование важных уголовно-правовых и уголовно-исполнительных институтов порождает массу проблем на этапе правоприменительной деятельности.

Так, в частности, кроме того, что российском законодательстве не выработано понятия такой категории, как «амнистия», также не разработаны нормы, которые содержали бы признаки, которым должны соответствовать категории преступлений и группы лиц, которые амнистируются.

Подобный пробел требует от законодателя необходимость повсеместного анализа положений данного института, изучения детерминантов, оказывающих влияние на возможность реализации ее в конкретном случае и к конкретной категории противоправных деяний. Так, И. В.

Паханов отметил, что «опрос практических работников и анализ уголовных дел, прекращенных на основании актов об амнистии, показал, что недостатки в регламентации деятельности органов, осуществляющих применение амнистии, являются существенным препятствием на пути к успешному ее применению» [2, С. 1097].

Нельзя допустить того, чтобы амнистия, являясь своего рода «исключением из правил» приобретала массовый и систематический характер, применялась к лицам, морально и этически не достойным подобного акта гуманизма и тем более, нельзя допустить заинтересованности и лоббизма в процессе подготовки и осуществления амнистии.

Помилование, в отличие от амнистии носит индивидуальный, персонифицированный характер, но, тем не менее, и этот институт уголовного права не лишен проблем нормативного и прикладного характера.

Так, ряд ученых и юристов-практиков отмечают несколько процессуальных проблем, возникающих в процессе помилования.

Как показывает практика, осужденный, подающий прошение о помиловании, не имеет иного выхода, как признать свою вину в совершенном деянии, в противном случае его ходатайство не будет рассмотрено.

Такая позиция не дает осужденному возможности претендовать на перспективу обращения за реабилитацией и восстановлением своей репутации, тем самым нарушая его конституционные права на защиту чести и достоинства.

Кроме того, существует еще одна важная проблема в вопросе реализации прав граждан на помилование.

Зачастую осужденные не обращаются с прошением о помиловании, так как после принятия решения региональными комиссиями по вопросам помилования сроки дальнейшего прохождения документов о помиловании нормативно не определены.

В таком случае, для лиц, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, теряет свой смысл, так как «срок отбытия наказания для получения права на условно-досрочное освобождение или даже срок полного отбытия назначенного наказания может наступить раньше, чем будет принято окончательное решение по ходатайству о помиловании» [1, С.51]. Другими словами, существует острая необходимость правовой регламентации сроков прохождения этапов рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании как на региональном, так и на федеральном уровне.

В существующий на сегодняшний день нормативной регламентации помилование есть еще одна острая проблема, заключающаяся в правовой коллизии.

Так, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести и ранее освобожденный от отбывания наказания условно-досрочно или актом помилования, при повторном преступлении небольшой тяжести (совершенном по неосторожности) не имеет шансов на помилование согласно действующему Положению о порядке рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании, когда как в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, за совершение особо опасных преступлений, подобных положений не предусмотрено.

Представляется целесообразным установить право на обращение с прошением о помиловании лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве после фактического отбытия закрепленного на нормативном уровне минимального срока.

Таким образом, делая вывод, следует сказать о том, что, несмотря на тенденцию России к гуманизации уголовной политики и внедрения в нее амнистии и помилования, данные институты еще находятся в процессе становления и совершенствования, требуют значительной нормативной доработки в соответствии с существующими пробелами, возникающими в процессе их применения. Так, в вопросах реализации положений о помиловании осужденных назрела необходимость нормативной регламентации сроков прохождения ходатайств (прошений о помиловании) на региональном и федеральном уровне, а также анализ действующего положения на предмет справедливости применения данного института в отношении категорий осужденных отбывающих наказание за преступления небольшой, средней тяжести и лиц, осужденных к пожизненному лишению свободу за совершение особо опасных деяний.

Таким образом, отсутствие нормативно-правового императивного акта, регламентирующего порядок амнистии и помилования, а устанавливающего критериев установления необходимости осуществления амнистии или помилования в отношении тех или иных категорий преступлений или лиц, совершивших преступления, порождает вероятность низкой эффективности данных институтов на практике. Другими словами, амнистирование или помилование преступников без должного анализа характера и опасности совершенных ими деяний, перспектив рецидива среди тех или иных категорий нарушителей обуславливает нивелирование положительных свойств и, собственно, сущности данных уголовно-правовых мер.

Литература:

  1. Базаров Р. А. Помилование: проблемы правовой регламентации// Вестник Волгоградской Академии МВД России.- 2012.-№ 2 (21). — С.51–55
  2. Паханов И. В. Об актуальности исследования института амнистии и помилования // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1097–1098
  3. Ромашов Р. А. Амнистия и помилование как виды государственного прощения вины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2012. — № 20. — С. 4–7
  4. Скуратов Ю. И., Чурилов С. Н., Грудинин Н. С. Государственная политика в сфере амнистии и помилования в Российской Федерации: тенденции и противоречия // Всероссийский криминологический журнал. — 2015. — № 1. — С.20–27
  5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. — Режим доступа: http:// base.garant.ru

Источник: https://moluch.ru/archive/286/64655/

Амнистия и помилование: порядок применения

Амнистия и помилование в российской федерации

Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления.

Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно.

В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется.

В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.

Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента подписывается Председателем Государственной Думы и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Как следует из содержания ст.

84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.

Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости.

При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ).

Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу.

В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ).

Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.

Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями.

Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.

Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии.

Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом.

Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности.

Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.

Помилование

Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание).

Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к справедливо осужденному лицу.

Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается.

К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.

Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления.

Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е.

помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Источник: https://juristic.pro/ugolovnoe-pravo/amnistiya-i-pomilovanie-poryadok-primeneniya.html

Амнистия и помилование: особенности и различия – статьи

Амнистия и помилование в российской федерации

В соответствии с российским законодательством лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или назначенное наказание заменяется более мягким на основании акта амнистии или помилования.

Амнистия и помилование отличаются друг от друга, несмотря на то, что в результате их применения всегда происходит улучшение положения осужденного (вплоть до освобождения из мест лишения свободы).

Критерии, по которым амнистия отличается от помилования

Первый критерий – круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.

В то же время, как следует из содержания ч. 1 ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении неопределенного круга лиц.

Например, по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне на основании постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года №6576-6 ГД, были освобождены от дальнейшего отбывания наказания лица впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, относящиеся к перечисленным в документе категориям. 

Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках,  награжденные государственными наградами и т.д.

Второй критерий – субъект принятия решения.

Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию. Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

На этот счет даже приняты специальные подзаконные нормативно-правовые акты, например, приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании».

Решение об амнистии принимается только Государственной Думой и не требует наличия каких-либо специальных органов государственной власти наподобие региональных комиссий по помилованию. 

Третий критерий – правовые последствия применения амнистии и помилования.

В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости.

При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.

Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия. 

Четвертый критерий – процедура.

Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.

Совершенно другой порядок устанавливается для помилования. В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы.

Детально процедура урегулирована указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).

Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.

Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.

Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.

Пятый критерий – правообразование.

Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона. Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было.

При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах. 

Источник: https://fsin.ru/articles/amnistiya-i-pomilovanie-osobennosti-i-razlichiya

Амнистия, помилование и судимость

Амнистия и помилование в российской федерации

Амнистия представляет собой акт законодательного органа власти, освобождающий индивидуально неопределенный круг лиц, совершивших преступление, от уголовной ответственности или от наказания, а с лиц, отбывших наказание за совершенное преступление, снимающий судимость.

Объявление амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. «о» ст. 71, п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ) и реализуется в форме принятия постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, которому сопутствует разъясняющее его постановление о порядке применения амнистии (см., напр.

: постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-Ш «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» и от 30 ноября 2001г. №2173-111 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин”» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4694, 4696).

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии.

В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может содержать следующие предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Согласно процессуальному законодательству, актом об амнистии освобождаются от уголовной ответственности лица в случае, если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства уголовного дела в их отношении по существу (ч. 1 ст. 239, ч. 8 ст. 302 УПК). Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу и в случае постановления обвинительного приговора при наличии оснований для применения акта об амнистии освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК);
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания наказания в целом или от дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении размера (срока) назначенного наказания лицам, осужденным за совершение преступления. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
    4. о замене лицу, осужденному за совершение преступления, назначенного наказания любым более мягким видом наказания. Такая замена возможна с учетом ст. 44 УК РФ и положений Общей части УК РФ о пределах конкретных видов наказаний;
    5. о полном или частичном освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания назначенного им дополнительного вида наказания;
    6. о снятии с лиц, отбывших наказание, судимости.

Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени.

Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.

Судимость

Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания.

Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских прав и свобод лица и является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера (что предусматривается, в частности, ст. 18, 58, 68, 75, 76, 79 и др. УК РФ).

Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом в ряде случаев закон предусматривает, что судимость не возникает.

Например, судимость не возникает:

    1. в ситуации осуждения с полным и безусловным освобождением лица от наказания по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 72, ст. 801, ч. 1 ст. 83, ст. 84 и ст. 92 УК РФ, а также
    2. в ситуации освобождения лица от уголовной ответственности, поскольку освобождение от уголовной ответственности с необходимостью предполагает освобождение от наказания.

В соответствии с уголовным законом судимость прекращается вследствие ее погашения или снятия (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

ВАЖНО! Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью (ч.6 ст. 86 УК РФ).

Подробнее о погашении судимости

Погашение судимости означает безусловную автоматическую (т. е. происходящую в силу закона и не требующую специального решения суда) утрату судимостью правового значения по истечении некоторого периода времени, определяемого согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Началом течения срока погашения судимости следует считать:

    • применительно к пп. «б» – «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ – день освобождения от отбывания или день исполнения назначенного лицу основного вида наказания;
    • при назначении дополнительного вида наказания, отбытого или исполненного позднее основного вида наказания, – день освобождения от отбывания или день исполнения дополнительного вида наказания.

Особенности исчисления срока погашения судимости при условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания:

  • в таком случае срок погашения судимости начинает течь с момента условно-досрочного освобождения и с момента освобождения после фактического отбытия более мягкого вида наказания соответственно (ч. 4 ст. 86 УК РФ). При этом при замене лишения свободы более мягким видом наказания срок погашения судимости определяется по правилам, установленным пп. «в»-«д» ч. 3 ст. 86 УК РФ. При осуждении лица за несколько преступлений (ст. 69, 70 УК РФ) срок погашения судимости исчисляется по каждому преступлению самостоятельно после отбытия окончательного наказания.

Подробнее о снятии судимости

Снятие судимости означает утрату судимостью правового значения до истечения срока ее погашения. Судимость может быть снята:

    • актом об амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ),
    • актом помилования (ч. 2 ст. 85 УК РФ) либо
    • судом (ч. 5 ст. 86 УК РФ, ст. 400 УПК).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/amnistiya-pomilovanie-i-sudimost

Перспективы амнистии и помилования в России

Амнистия и помилование в российской федерации

Институты амнистии и помилования, несомненно, помогают решить сложившуюся проблему соответствия наказания содеянному.

На основании актов об амнистии и помиловании в настоящее время может быть решен по существу любой правовой вопрос в отношении лица, совершившего преступление.

Современное состояние данных институтов небезупречно, и поэтому вносится довольно большой ряд предложений по их совершенствованию.

Акт об объявлении амнистии занимает особое место в системе нормативных актов.

Как отметил Конституционный Суд в постановлении от 5 июля 2001 года, это уникальный акт, который отличается и от постановлений Государственной Думы по всем другим вопросам, и от других подзаконных актов, принимаемых в форме постановлений.

Дело в том, что в отсутствие закона об общих условиях осуществления амнистии именно конкретные акты об амнистии должны выполнять функцию законодательного регулирования.

Кроме того, постановление Государственной Думы об амнистии по существу допускает отказ от ранее примененных или подлежащих применению в отношении названных в данном акте преступных деяний и лиц норм УК РФ, что не может быть осуществлено нормативным актом, не приравненным по уровню к закону. Следовательно, акты об амнистии по своей юридической силе могут быть приравнены к законам

Однако законы, как известно, принимаются обеими палатами Федерального Собрания – Государственной Думой и Советом Федерации, а такой социально значимый акт, как объявление амнистии доверен только Государственной Думе. Этот факт также не оставлен без внимания юристами.

Так, существует мнение, что “несовершенство юридической техники приводит к неоднообразной практике амнистирования”, в связи с чем предлагается придать акту об амнистии форму федерального закона, “принятие которого контролировалось бы Советом Федерации и Президентом РФ” [5, с.

65].

И.Л. Марогулова также высказывается за передачу решения вопроса об амнистии на рассмотрение обеих палат Федерального Собрания, правда, с сохранением формы акта об амнистии в виде постановления [3, с. 32].

Идея участия Совета Федерации в процессе объявления амнистии заслуживает внимания, однако она имеет определенные недостатки.

В частности, увеличение срока принятия решения об амнистии и, пожалуй, более существенный – необходимость внесения соответствующего изменения в Конституцию, что представляет определенную сложность.

На данном этапе, возможно, стоит сосредоточиться не на совершенствовании формы акта об амнистии и процедуры его принятия, а на разработке и принятии закона об общих условиях осуществления амнистии. И.Л.

Марогулова сформулировала ряд любопытных предложений, на основе которых разработала проект такого закона (в нем наряду с амнистией регулируется и помилование).

В частности, предлагается установить, что право объявления амнистии наряду с РФ принадлежит и республикам в составе РФ; что применение акта амнистии осуществляется только судом, и только после установления вины лица, его совершившего; что невозмещение материального ущерба, причиненного преступлением, является основанием для неприменения амнистии судом. Также выдвигается идея условной амнистии, которая может быть отменена судом, если лицо в течение определенного испытательного срока совершает новое преступление [3, с. 33]. Многие из этих идей спорны и требуют дальнейшей разработки, хотя, конечно, заслуживают внимательного изучения.

Одной из перспектив является создание действующей системы надзора за лицами, которые были освобождены от уголовной ответственности и наказания в порядке амнистии или помилования: специализированные органы или назначение отдельных лиц, уполномоченных на осуществление надзора.

Они должны осуществлять надзорные функции, оказывать помощь амнистированным или помилованным лицам в поиске жилья и трудоустройстве. От амнистированного лица следует требовать выполнения определенных правил, способствующих содействию в разрешении возникающих проблем.

Наличие законодательных актов, регламентирующих основания и порядок применения актов об амнистии и помиловании, а также действующей системы надзора за лицами, освобожденными в порядке амнистии или помилования от уголовной ответственности или наказания, урегулировало бы применение амнистии и помилования, способствовало предупреждению преступлений, исправлению и перевоспитанию лиц, совершивших уголовно – наказуемые деяния [4, с. 75].

Современное состояние такого правового института как помилование небезупречно, и поэтому многие учёные вносят ряд предложений по его совершенствованию.

Первое предложение касается учета мнения потерпевших от преступлений. Нужно рассмотреть вопрос о необходимости наладить систему работы с потерпевшими от посягательств против личности в тех случаях, когда имеется возможность испросить их мнение о помиловании лица, совершившего посягательство.

Особая процедура помилования должна быть в ситуациях, когда ходатайство подает лицо, осужденное за преступление против личности либо за иное преступление, в результате совершения которого погибли люди, исключая причинение смерти по неосторожности. В названных случаях необходимо выяснить мнение потерпевших от преступления лиц, когда такая возможность имеется.

При резко отрицательной реакции потерпевшего от преступления на возможность помилования лица, совершившего на него или его близких посягательство, ходатайство не должно рассматриваться. Работу по выявлению мнений потерпевших следует возложить на соответствующие структуры уголовно-исполнительной системы.

Подобный учет мнения потерпевшего при рассмотрении ходатайства о помиловании создаст еще одно дополнительное препятствие для злоупотреблений в сфере помилования в регионах, а также повысит авторитет государства и улучшит мнение общественности о самом институте помилования.

Опасаться большого объема работы по выяснению мнения потерпевших от преступного посягательства не стоит, поскольку в общем объеме преступлений посягательства против личности не лидируют. К тому же немногие осужденные за преступления против личности ходатайствуют о помиловании, больше рассчитывая на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Сами осужденные за подобные преступления лица задумаются о том, стоит ли писать ходатайство о помиловании, если будут знать, что в процессе его рассмотрения станет учитываться и мнение потерпевших от посягательства [1, с. 44].

Второе размышление связано с необходимостью предусмотрения возможности обращения с ходатайством о помиловании не только самого осужденного, но и его представителей, в числе которых могут быть родственники, коллеги, общественные деятели, а также адвокаты.

Участие в процедуре помилования профессиональных защитников дало бы возможность осужденному и его близким отслеживать судьбу своего прошения и знать, на какой стадии рассмотрения оно находится.

На адвоката в таких случаях может быть возложена обязанность истребования мнения о помиловании от потерпевших в результате совершения преступления лиц [1, с. 46].

Следующее предложение касается характера предоставляемого помилования, и продиктовано оно, прежде всего, проблемой рецидива среди помилованных лиц. Не секрет, что порой помилованные лица вновь совершают умышленные преступления.

Введение условного помилования позволило бы сделать его более эффективным и, что немаловажно, более массовым, нежели в настоящее время. Это в определенной мере могло бы способствовать смягчению проблемы «перенаселенности» мест отбывания наказания.

Сама же практика «массового» помилования не приведет к потере наказанием превентивного значения, поскольку будет работать механизм условности таких помилований [1, с. 46].

Суть условного помилования, на мой взгляд, должна состоять в том, что, предоставляя его, государство оказывает доверие осужденному, но в случае совершения им вновь умышленного преступления дарованное помилование отменяется. За его введение высказываются ведущие ученые-юристы. Например, И.Л.

Марогулова предлагает применять условное помилование при освобождении от наказания или смягчении наказания с испытательным сроком от одного года до пяти лет. В случае систематических злостных нарушений условное помилование отменяется. Аналогичной позиции придерживается А.С.

Михлин, указывая на то, что акт помилования – это не только акт милости, но и акт доверия [4, с. 123].

Механизм применения условного помилования видится в следующем:

1. Если условным помилованием осужденному сокращен срок наказания и он, продолжая отбывать наказание, совершит новое умышленное преступление, помилование отменяется. Решением суда назначается наказание и к нему присоединяется срок неотбытого наказания в связи с применением к такому осужденному условного помилования.

2. Если условное помилование применяется к лицу, приговоренному к пожизненному лишению свободы, то по общим правилам оно должно применяться лишь по истечении 25 лет отбытия наказания в виде лишения свободы.

В случае совершения условно помилованным лицом, отбывавшим пожизненное лишение свободы, нового умышленного особо тяжкого преступления помилование отменяется и к виновному применяется наказание в виде пожизненного лишения свободы.

В случае совершения условно помилованным лицом, отбывавшим пожизненное лишение свободы, нового умышленного тяжкого, средней тяжести и небольшой тяжести преступления вопрос о размере и виде наказания решается судом.

В таком случае суд принимает во внимание степень общественной опасности деяния, личность виновного и, учитывая факт условного помилования в виде отмены пожизненного лишения свободы за ранее совершенные преступления, назначает наказание не менее ¾ от максимального размера наказания, предусмотренного конкретной статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации [1, с. 46].

Подводя итог, можно сделать вывод, что несмотря на то, что институты амнистии и помилования в российском уголовном праве претерпели определенную эволюцию, проблемы их совершенствования не исчерпаны и могут являться объектом дальнейших исследований.

Источник: https://apni.ru/article/483-perspektivi-amnistii-i-pomilovaniya-v-rossii

Амнистия и помилование; судимость в уголовном праве

Амнистия и помилование в российской федерации

Амнистия и помилование представляют собой две разновидности полного или частичного аннулирования юридических последствий совершенного преступления, осуществляемого в несудебном порядке.

Амнистия (ст. 84 УК РФ) – это акт высшего законодательного органа власти в отношении индивидуально не определенного круга лиц, в соответствии с которым указанные в нем лица освобождаются от уголовной ответственности или от наказания, назначенное им наказание смягчается или заменяется более мягким, а с лиц, отбывших наказание, досрочно снимается судимость.

Правовые последствия амнистии:

По Конституции РФ амнистии издаются в виде постановления ГД. Постановления приурочиваются к знаменательным. В постановлении об амнистии устанавливаются категории лиц, к которым она применяется, и указывается, какие виды смягчения участи осужденных или обвиняемых касаются тех или иных категорий.

Изданием акта об амнистии могут преследоваться разные цели:

  • облегчение участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т. п.; 
  • идеологические (социально-политические) цели; 
  • цели национального примирения (мира и согласие);
  • социально-экономические цели; 
  • решение проблемы перенаселения мест лишения свободы и др.

Амнистия распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц (напр., на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет или на лиц, осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления на срок до 5 лет, и т. д.).

Освобождение от уголовной ответственности по амнистии: 

  • может касаться только тех лиц, которые совершили преступления до вступления постановления в законную силу.;
  • означает, что уголовные дела еще не рассмотренные судами, подлежат прекращению;
  • в отношении которых были вынесены соответствующие приговоры судов до момента вступления в силу постановления.

Последние амнистии были в 2010 (65 лет победы), 2013 (июль-эконом.прест., декабрь 20 лет констит.), 2015 (70 лет победы) годах.

Помилование (ст.

85 УК РФ) – это акт высшего должностного лица РФ, полностью или частично освобождающий осужденного от назначенного ему наказания, либо сокращающий это наказание, либо заменяющие его более мягким видом наказания, либо снимающий судимость. Это индивидуальный акт. Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. Акт о помиловании является правоприменительным актом.

Актом о помиловании лицо: 

  • может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания; 
  • может быть снята судимость.

Помилование применяется в отношении лиц:

  • осужденных судами РФ и отбывающих наказание на территории РФ;
  • осужденных судами ИГ и отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с ее международными договорами;
  • отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

С ходатайством о помиловании к Президенту РФ может обратиться осужденный через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в любое время после начала отбывания наказания.

При рассмотрении ходатайства о помиловании должны приниматься во внимание:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания наказания;
  • срок отбытого наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или УДО от наказания; – возмещение материального ущерба;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

  • совершивших умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или по амнистии;
  • освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена наказания более мягким наказанием.

!!! Разграничения помилования и амнистии:

· по органам, издающих эти акты (амнистия – ГД ФС РФ, а помилование – Президент РФ);

· акт амнистии распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц, а акт помилования распространяется на конкретных лиц;

· актом амнистии может освободить лицо от уголовной ответственности, а актом помилования это сделать нельзя.

Судимость (ст. 86 УК РФ) – правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления, и к которому было применено наказание и иные меры уголовно-правового характера.

Лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. Наличие у лица судимости принимается во внимание при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ст. 86 УК РФ).

Судимость необходима для повышения эффективности уголовного наказания, предупреждения новых преступлений лицом, имеющим судимость.

Возможны два варианта прекращения судимости:

1. Погашение:

  • судимость автоматически прекращается по истечении установленных законом сроков;
  • если назначено наказание более мягкое чем лишение свободы, то срок погашения – 1 год;
  • 3 года при осуждении за преступления небольшой и средней тяжести;
  • 8 лет при осуждении за тяжкие преступления;
  • 10 лет при осуждении за особо тяжкие преступления.

Судимость погашается по истечении определенных сроков после отбытия наказания (как основного, так и дополнительного). В срок погашения судимости засчитывается время на протяжении которого приговор не приводился в исполнение и течение давности его исполнения не приостанавливалось.

2. Снятие судимости означает аннулирование правовых последствий, связанных с наличием судимости, до истечения установленных законом сроков погашения судимости.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Судимость может быть снята судом и органами государственной власти (напр., актом амнистии).

Погашение судимости является обязательным, а снятие ее – факультативным, но в обоих случаях – окончательным, безусловным.

Источник: https://studopedia.ru/19_9611_amnistiya-i-pomilovanie-sudimost-v-ugolovnom-prave.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.