Арест гражданина за совершение

Содержание

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

Арест гражданина за совершение

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.

3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);

судебные приставы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.

1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.

15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.

25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:

знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний.

При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);

пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Источник: https://53.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1426850

Если полиция задержала: порядок действий

Арест гражданина за совершение

Задержание – это принудительная мера процессуального характера, заключающаяся в кратковременной изоляции гражданина от общества в связи с совершением противоправного деяния либо в иных случаях в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

  1. Уголовное задержание (задержание по уголовному делу);
  2. Административное задержание;
  3. Иные виды задержания (лиц, предпринявших попытку самоубийства, лиц, имеющих психическое расстройство и представляющих опасность для окружающих, лиц, совершивших побег, лиц, уклоняющиеся от отбытия административного наказания или исполнения принудительных мер медицинского характера, лиц, проникших на особо охраняемый объект и др.)

Все виды задержаний, которые применяются сотрудниками полиции, перечислены в ст. 14 ФЗ «О полиции».

Наиболее серьезным задержанием, как с точки зрения сроков (продолжительности), так и с точки зрения правовых последствий в виде в числе прочего возможного заключения под стражу, является уголовно-процессуальное законодательство.

Уголовное задержание представляет собой меру процессуального принуждения, заключающуюся в кратковременной изоляции от общества лица, подозреваемого в совершении преступления.

Посредством задержания правоохранители получают возможность пресекать преступления, предупреждать совершение новых противоправных деяний, а также исключать возможность сокрытия от следствия зрения граждан, причастных к преступлениям.

Основания задержания в сфере уголовного судопроизводства зафиксированы в ст.91 УПК РФ. Так, орган дознания, дознаватель или следователь могут задерживать граждан по подозрению в совершении преступного деяния, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, в следующих случаях:

  • гражданин был застигнут в момент или сразу после совершения преступления;
  • потерпевшие или свидетели заявили о том, что данный гражданин причастен к совершенному преступлению;
  • на человеке, его одежде или в его доме обнаружатся следы преступления.

Если перечисленных общих оснований для задержания нет, то лицо все равно может быть задержано, если пыталось скрыться, у него отсутствует постоянное место жительства, его личность не удалось установить, либо если в отношении данного лица было подано ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Срок задержания подозреваемого в совершении преступления ограничен 48 часами (в период существования СССР он составлял 72 часа).

По истечении указанного срока лицо должно быть освобождено либо должно быть заключено под стражу на основании судебного решения.

Ходатайство о заключении под стражу должно поступить в суд не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Суд при рассмотрении указанного ходатайства вправе продлить срок задержания на срок до 72 часов с момента принятия судом решения, что возможно по ходатайству сторон для представления дополнительных доказательств.

Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого с учётом его продления судом может составить 5 суток (48 часов + 72 часа).

Административное задержание применяется в отношении лиц, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Срок административного задержания – не более 3 часов. Однако в определенных случаях допускается административное задержание сроком до 48 часов.

Так, на 48 часов допускается административное задержание лица:

  • в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;
  • в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Как было отмечено, помимо уголовного и административного задержания полиция имеет право задерживать граждан и в иных случаях, предусмотренных ст.14 ФЗ «О полиции». Так, например, задержание может применяться, если лицо пыталось покончить жизнь самоубийством, находится в розыске или допустило нарушение комендантского часа.

Cколько времени можно провести в ИВС, засчитывается ли время в срок лишения свободы?

Вся информация об этом собрана в нашем материале о сроках задержания.

Рассмотрим, как происходит процедура задержания полицией при подозрении в совершении преступления:

  1. Перед задержанием сотрудник полиции должен представиться, продемонстрировать свое служебное удостоверение, разъяснить мотивы и основания задержания, рассказать физлицу о его правах и обязанностях.

    Далее сотрудники правоохранительных органов ограничивают свободу лица, в том числе с применением специальных средств (наручников), ) и затем доставляют его к следователю, дознавателю или в орган дознания.

    Время, затраченное на доставление гражданина, включается в срок задержания.

  2. Следователь или дознаватель в течение 3 часов с момента поступления в отдел гражданина должен составить протокол задержания: гражданин приобретает статус подозреваемого. Ему объясняются права, закрепленные в ст.46 УПК РФ.

    В протоколе задержания прописываются:

    • дата, время составления документа;
    • обстоятельства, послужившие основаниями к задержанию гражданина;
    • итоги личного обыска;
    • прочие обстоятельства.
  3. Кроме того, подозреваемому дается право в течение первых 3 часов с момента задержания сделать один телефонный звонок родственникам или близким людям. Если он откажется от этого права (или не сможет им воспользоваться вследствие своих особенностей), оповестить родственников должен следователь либо дознаватель.

  4. В течение 12 часов дознаватель или следователь сообщает прокурору о произведенном задержании.

  5. Подозреваемый допрашивается, следователь или дознаватель может обыскать его.

    Если оснований для дальнейшего удерживания гражданина нет, следователь или дознаватель издает соответствующее постановление об освобождении подозреваемого.

    Гражданин также освобождается, если в течение 2 суток в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или суд не продлил срок задержания.

При освобождении гражданина ему вручается справка о задержании. В ней указывается информация о том, когда, кем, где и на каких основаниях он был задержан, а также сведения о времени и основаниях освобождения.

Помощь адвоката при задержании

Одно из самых первостепенных прав задержанного – это право на получение адвокатской помощи. Хотя право на защитника у гражданина появляется с момента фактического задержания полицией, его практическая реализация возможна через определенный промежуток времени.

Как правило, вопросами поиска уголовного адвоката занимаются родственники задержанного: в нашей стране, к сожалению, большинство граждан не располагают контактами проверенных защитников. Поэтому может пройти несколько часов, прежде чем адвокат включится в дело.

В чем именно заключается помощь адвоката при задержании полицией?

  1. Адвокат разъясняет Доверителю его права и обязанности, разъясняет алгоритм действий при задержании и даже оказывает психологическую поддержку.
  2. Защитник изучает протокол задержания, вносит в него свои замечания (если таковые имеются).

  3. Адвокат наедине с подозреваемым в обстановке конфиденциальности согласует тактику поведения на допросе. Защитник рассказывает, какие вопросы может задавать следователь или дознаватель, как правильно отвечать на них, а также в каких случаях лучше хранить молчание. Право на свидание адвоката и задержанного закреплено в ч.

    4 ст.92 УПК РФ.

  4. Адвокат присутствует при допросе задержанного: в частности, защитник вправе давать своему Доверителю краткие консультации, задавать ему вопросы (с согласия дознавателя или следователя), следить за тем, чтобы права гражданина соблюдались, а также вносить свои замечания в протокол допроса.

  5. Защитник подготовит обоснованное ходатайство об освобождении задержанного.
  6. Адвокат подготовит жалобы (в том числе в суд) на действия (бездействие) правоохранителей. Так, например, чаще всего адвокаты подают жалобы на неоправданное применение физической силы при задержании физлица.

  7. Адвокат подготовит Доверителя и сам подготовиться к рассмотрению судом ходатайства о заключении гражданина под стражу.
  8. В случае прекращения уголовного дела или преследования в отношении задержанного адвокат окажет помощь в процессе реабилитации в целях возмещения вреда в связи с необоснованным задержанием.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что уголовный адвокат при задержании полицией не просто нужен, а необходим.

Граждане, лишенные квалифицированной правовой поддержки, могут быть подвергнуты психологическому, физическому насилию и различного рода фальсификациям: в конечном счете это приведет к тому, что правоохранители добьются получения от задержанного нужных им показаний. Не усугубляйте свое положение: попросите родственников вызвать Вам адвоката как можно быстрее.

Специалисты АК «Судебный адвокат» готовы прийти Вам на помощь круглосуточно, в том числе в праздничные и выходные дни!

Источник: https://www.advo24.ru/uslugi/zaderzhanie-politsiey-poryadok-osnovaniya-sroki.php

Порядок и сроки задержания по УПК РФ — когда и на сколько могут задержать?

Арест гражданина за совершение

Задержание подозреваемого представляет собой кратковременное заключение под стражу гражданина и содержание его в изоляторе временного содержания. Задержание носит ограничительный характер, так как в это время осуществляются следственные меры по сбору доказательств.

Расскажем в этой статье, в каких случаях полицейские могут задержать – и на какой срок, а также о том, как происходить порядок задержания.

статьи:

  1. Основания для задержания
  2. Порядок задержания по УПК РФ
  3. Сроки задержания

Основания для задержания

Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем или следователем с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения руководителя следственного отдела, прокурора или суда.

В статье 91 УПК РФ предусмотрены основания для задержания подозреваемого.

Статья 112 УК РФ – причинение вреда здоровью средней тяжести, длительное расстройство здоровья, значительная стойкая утрата общей трудоспособности

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при таких ситуациях:

  1. Когда гражданин застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

  2. Когда потерпевшие или очевидцы указывают на определенного гражданина как на того, кто совершил преступление.

  3. Когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии одного из оснований гражданина могут задержать.

Порядок задержания по УПК РФ

В соответствии со статьей 92 УПК РФ, порядок задержания граждан таков:

  1. Гражданина доставляют в орган дознания или к следователю в течение 3 часов с момента совершенного преступления.
  2. Там составляют протокол, в котором помечается, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ (ч.1 ст.92 УПК РФ).
  3. В случае, если защитник подозреваемого гражданина участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания, то его участие в составлении протокола задержания обязательно (ч.1.1 ст.92 УПК РФ).
  4. В протоколе обозначается дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания (ч.2 ст.92 УПК РФ).
  5. Протокол задержания подписывается составившим лицом и подозреваемым.
  6. Затем о произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь сообщают прокурору в письменном виде. Время на подачу отчетности — 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч.3 ст.92 УПК РФ).

Заметьте, что подозреваемого должны допросить в течение 24 часов с момента его фактического задержания и согласно общим правилам допроса ст.189-190 УПК РФ.

До начала допроса подозреваемому, по его просьбе, обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Продолжительность свидания может составлять 2 часа, не более и не менее. Ограничить время на разговор с адвокатом или защитником может дознаватель или следователь.

Также во время задержания подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст.184 и ст.93 УПК РФ.

Сроки задержания — почему преступника могут выпустить?

В случае, когда лицо застигнуто на месте преступления, либо очевидцы укажут на него, как на лицо, совершившее преступление, либо на нем или его одежде, в жилище обнаружат явные следы преступления, это лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления на срок 48 часов.

Кроме того, на тот же срок и в том же порядке лицо может быть задержано и в случае совершения преступления, если не имеет постоянного места жительства, пыталось скрыться, не установлена личность.

Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица, под которым понимается момент лишения гражданина свободы передвижения.

Если перед этим гражданина задерживали в административном порядке, например, для установления личности, то время задержания в административном порядке входит в срок задержания в качестве подозреваемого и общий срок задержания (то есть в те же 48 часов). Тогда время задержания будет исчисляться с момента задержания лица в административном порядке.

Подведем итоги по срокам задержания в связи с совершением преступления:

  1. Не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения до вынесения судебного решения.
  2. До 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок.

  3. Общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток).

    По истечению 120 часов гражданина должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Если в течение 48 часов с момента задержания в отношении подозреваемого не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не отложил окончательное принятие решения – он подлежит освобождению. Об этом говорится в части 2 статьи 94 УПК РФ.

Отметим, что заключить под стражу могут только по судебному решению, если подозреваемый совершил преступление, за которое грозит ему наказание в виде лишения свободы на срок выше 3 лет. А также, если нельзя применить другую меру пресечения, более мягкую (ст.108 УПК РФ).

Кроме того, освободить гражданина могут, если не было оснований для задержания или не подтвердилось подозрение в совершении преступления (ч.1,3 ст.94 УПК РФ).

Кстати, уголовное задержание не стоит путать с административным. Срок административного задержания не может превышать 3 часа, а в некоторых случаях 48 часов.

Подробнее о сроках административного задержания вы можете узнать в статье 27.5 КоАП РФ.

Теперь вы знаете, когда и на сколько могут задержать нарушителя законов, а также того, кто причинил физический вред другому гражданину. Если у вас остались вопросы, задавайте их нашим юристам или пишите в комментарии под данной статьей.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/zakony-izmeneniya-pravovye-akty/1250-poryadok-i-sroki-zaderzhaniya-po-upk-rf-kogda-i-na-skolko-mogut-zaderzhat.html

Гражданский арест и задержание преступников гражданами в России: правовые нормы

Арест гражданина за совершение

Понятие гражданского ареста и возможность простых граждан совершать задержание преступников законодательно закреплены в правовых нормативах многих стран мира.

Таковые нормы позволяют делегировать часть полномочий органов правопорядка на плечи простых граждан, дают возможность остановить преступление или задержать преступника до приезда правоохранительных органов.

Однако в России гражданский арест или задержание всё ещё являются спорной тематикой, практически не имеющей под собой надлежащей правовой базы.

1. Гражданский арест и его правовое регулирование в мире 2. Правовое регулирование гражданского ареста в России 3. Ответственность за гражданский арест

Гражданский арест и его правовое регулирование в мире

В США, Австралии, Германии, Дании, а также многих других мировых государствах действует практика прямого разрешения гражданам осуществлять гражданский арест.

Под данным действием определяется наделение простых граждан некоторой долей полицейской власти.

В частности, очевидцы преступления или его жертвы могут выполнять задержание преступника на полностью законных основаниях.

При этом в большинстве случаев законодательство, разрешающее гражданский арест, позволяет лишь производить задержание до момента приезда правоохранительных органов.

Кроме того, процесс задержания должен быть обязательно связан с непосредственным преступлением, совершённым в короткий промежуток времени относительно задержания.

Соответственно нормативы гражданского ареста не осуществляются на преступления, совершённые задержанным вне единого промежутка времени или географического места.

В зависимости от конкретного государства нормативы гражданского ареста могут изменяться. В частности, в отдельных штатах США допускается применение гражданами огнестрельного оружия при необходимости задержания преступника. А в штате Кентукки, например, гражданам, произведшим гражданский арест преступника, дозволяется открывать огонь на поражение при попытке бегства задержанного.

В других же штатах, таких как Северная Каролина, осуществление гражданского ареста является полностью недопустимым, так как по мнению законодателей штата, данные права будут являться присвоением полномочий полиции и открывают спектр для спекуляций и эскалации насилия.

Правовое регулирование гражданского ареста в России

Российское уголовное законодательство не содержит никаких нормативов относительно применения возможности гражданского ареста или задержания лиц, свершивших преступление.

Единственные нормы, применимые касательно задержания лиц, раскрываются в положениях ст.

38 и 39 УК РФ, которые посвящены вопросам несения уголовной ответственности за действия, свершённые во время задержания преступников.

Тем не менее, разъяснительное постановление Пленума ВС РФ от 27.11.2012 полностью раскрывает право очевидцев преступления, либо лиц пострадавших от него, произвести задержание преступника до приезда органов полиции.

При этом, статьи 38 и 39 УК РФ могут выступать как основополагающие для освобождения лица от уголовной ответственности за причинённый задерживаемому вред. Действующие законодательные нормативы дозволяют причинение вреда в процессе гражданского ареста в следующих ситуациях:

  • Когда таковой вред был обусловлен необходимостями совершить задержание с целью предотвращения побега или продолжения совершения преступных деяний;
  • При исполнении необходимой обороны, заключающейся в защите себя от чужих преступных действий либо защите законных интересов и здоровья третьих лиц от общественно опасных деяний;
  • При крайней необходимости, в которой причинённый возможными преступными действиями вред был бы обозримо выше вреда, причиненного лицу, совершавшему таковые действия.

Обратите внимание

Причинение преступнику вреда во время задержания не всегда может являться безнаказанным.

Так, при наличествующем превышении допустимых пределов необходимости либо предусмотренных принципов обороны, при умышленном нанесении вреда его здоровью, не обусловленного необходимостью задержания или же крайними обстоятельствами, задерживающее лицо будет нести полную ответственность соответственно действующему уголовному законодательству.

Ответственность за гражданский арест

Как уже говорилось выше, уголовная ответственность за совершение задержания неуполномоченным на эти действия лицом исключается. Однако наличествующая судебная практика свидетельствует о фактах, когда действия простых граждан, задерживающих преступников, впоследствии оценивались в качестве уголовных преступлений.

В частности, осуществлявшие задержание граждане обвинялись по следующим преступлениям:

  • Ст. 288 УК РФ. В отдельных ситуациях осуществление задержания простыми гражданами в итоге квалифицировалось в качестве присвоения полномочий работников правоохранительных органов.
  • Ст. 114 УК РФ. Данная статья предусматривает причинение пострадавшему лицу тяжкого либо среднего вреда при превышении мер необходимой обороны.
  • Ст. 206 УК РФ. В наличествующей судебной практике встречались случаи, в каковых задерживающие преступника лица обвинялись в захвате его как заложника или в преступном ограничении свободы лица.

Следует помнить, что уголовное наказание за причинённый при задержании вред, допускается лишь в ситуациях, когда причинялся средний, тяжкий или смертельный вред здоровью задерживаемого, и, одновременно с этим, были нарушены пределы обороны или необходимости.

Важный факт

Понятие гражданского ареста во всех мировых государствах предоставляет гражданам право осуществлять арест или задержание. Тем не менее, обязанность таковых действий на них не налагается.

Ни один гражданин РФ не может быть привлечён к ответственности за бездействие относительно совершаемых третьими лицами преступных действий, если он не обладал прямыми обязанностями по их пресечению, не был о них осведомлён и не принимал в них участия.

(449 голос., 4,61 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/grazhdanskij-arest-i-zaderzhanie-v-rossii/

Порядок проведения административного задержания

Арест гражданина за совершение

Статья 27.

3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Административное задержание по решению суда.

Основания для административного задержания

Существующие основания для проведения
административного задержания.

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию”.

Срок административного задержания

Таблица сроков административного задержания.

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях.

К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ.

Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения.

По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения.

На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Внимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

https://www.youtube.com/watch?v=SS9_VQXudDY

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении.

В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере.

Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина.

В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Если Вас задержали старайтесь сохранять спокойствие.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Источник: https://policii.net/sovety/poryadok-provedeniya-administrativnogo-zaderzhaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.