В качестве наказания

Боль и страх: 10 главных телесных наказаний на Руси

В качестве наказания

11 августа по старому стилю (24 по новому) 1904 года в Российской Империи отменили телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников.

Это была последняя социальная группа, для которой еще применялись различные виды физического воздействия. Чуть ранее, в июне того же года, телесные наказания отменили на флоте и в армии.

Мы решили вспомнить историю боли и наказания, которые на протяжении десяти веков царили на территории России.

Киевская Русь

В эту эпоху, по словам историков, физические наказания на Руси были не в почете. «Русская Правда», основной юридический источник того времени, гласит:

«Если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен».

Если судить по отдельным упоминаниям, которые можно трактовать по-разному, наказания применялись в основном против холопов или людей, грубо нарушивших церковные устои. Из пыток упоминаются битье на санях, отрезание языка, битье розгами и выжигание клейма на щеках.

Но в целом свободные люди, которых было большинство, не подвергались телесным наказаниям. Во всяком случае, в древнерусских источниках нет массового упоминания о таких фактах.

Наоборот, есть информация о том, что в Новгороде отказались подписывать договор о дружбе с немецким городом Готланд, в котором упоминались пытки в качестве наказания ворам.

Московское государство

С конца XIII века, после нашествия монголо-татар, телесные наказания стали применяться к представителям почти всех слоев населения.

Татары сами использовали изощренные пытки и поддерживали их косвенно, содействуя уничтожению прежних порядков. О татарском влиянии свидетельствует распространение битья кнутом.

В Европе и Византии этот вид наказания почти не использовался, у иностранцев в Москве вызвал ужас.

Телесные наказания — клеймение или вырывание ноздрей — стали применяться для выявления преступника.

Телесные наказания подразделяются на три большие группы:

  • Членовредительные (изувечивающие) — лишение человека какой-либо части тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация);
  • Болезненные — причинение физического страдания путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги, кошки, линьки);
  • Осрамительные (позорящие) — наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы).

Первая группа привнесена в Россию из Византии вместе с распространением христианства, вторая впервые законодательно установлена в Судебнике 1497 года, третья упоминается в тексте Двинской уставной грамоты 1397 года.

Клеймение введено указом царя Михаила Федоровича: в 1637 году на щеке у преступников стали клеймить слово «вор», позже замененное на одну большую букву «В». Использовались и другие варианты: бунтовщиков 1662 года (знаменитый «Медный бунт») клеймили литерой «Б».

Отсечение рук и пальцев

По Уложению 1649 года руки лишались те, кто: в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, ранил другого на государевом дворе, при насильственном въезде на чужой двор или судью в приказе.

Эта кара назначалась вору за кражу лошади на службе либо укравшему в третий раз на государевом дворе. Кроме того, подьячему за подлог (неправильное составление судного списка) и площадному подьячему за написание заочно земной кабалы.

Один палец отсекали за легкую рану, два пальца левой руки — за татьбу (воровство) в первый раз. Всю левую руку по запястье — за две кражи, за нанесение тяжелой раны, за покушение на своего господина и за третью кражу рыбы из садка или пруда.

Левую руку и правую ногу отрубали за один разбой, за церковную кражу, за убийство в драке в пьяном виде с ограблением убитого и за второй грабеж.

В 1653 году смертная казнь для воров и разбойников заменили членовредительным наказанием. Руки, ноги, пальцы отрубали также за корчемство (содержание питейных заведений), фальшивомонетничество (выделку воровских медных денег).

Катошихин в своих записках о наказании денежных воров пишет:

«И того же дни около села повесили 150 человек, а достальным всем был указ, пытали, жгли и по сыску за вину отсекали руки и ноги и у рук и у ног пальцы».

Кнут

Наказание кнутом требовало большого искусства. Палач отходил на несколько шагов от преступника, взмахивал кнутом обеими руками над головой и с громким криком быстро приближался, опуская кнут на спину.

К телу прикасался только хвост кнута. Линия одного удара не могла пересекать линию другого. Ударив, палач смахивал с ремня кровь и кожу; кнут размягчался, и после десяти ударов его сменяли.

Катошихин пишет:

«Спина после наказания выглядела так, будто большой ремень вырезан ножом мало до кости».

Иностранец в Москве писал:

«Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его (наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями. Если же наказание происходит зимой, то кровь в ранах тотчас же замерзает и становится твердой, как лед».

Наказание совершалось медленно, «ударов 30 или 40» в час, по свидетельству Катошихина. Иногда процедура тянулась от восхода до заката солнца. Катошихин продолжает:

«Некоторые наказанные таким образом молодцы натягивают на израненную спину свою шкуру только что убитой овцы и этим способом скоро излечиваются от ран».

Многие умирали под кнутом. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы. Иногда наказываемые выдерживали и 300 ударов, а иногда первый же удар ломал позвоночник.

Батоги

Более легким наказанием считалось битье 6атогами — палками или толстыми прутьями с обрезанными концами. На правеже ими выколачивали подати и недоимки; господа били ими слуг, а служилые люди — подчиненных. По суду их назначали за воровство, дурные слова про царя, за ложное слово и дело.

«Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем».

То же наказание Афрему Шепелеву за слова:

«У меня де нога лучше Государя Царя Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси».

И подьячему, который пил за здоровье царя и не снял шляпы. При наказании виновного клали на землю лицом вниз; один палач садился ему на ноги, другой на голову, обхватив коленями его шею.

Каждый брал по два прута толщиной в мизинец и били виновного по спине и ниже до тех пор, пока распорядитель наказания не прекращал его или пока не ломались батоги.

Побои по животу, бедрам и икрам считались беззаконием: в 1676 году служилые люди Нерчинских острогов жаловались на своего приказчика, что он_ «велит в руку имать батогов по пяти и шести, а батоги бьет нагих по спине и по брюху, и по бокам, и по стегнам»_.

Во время производства экзекуции преступник должен был кричать «виноват», а по окончании кланяться палачам в ноги. Если он этого не делал, то его били до тех пор, пока он не закричит «виноват».

Закапывание в землю «живьем» завершает варварский цикл пенитенциарной системы рассматриваемой нами эпохи, точнее — цикл регламентированных телесных наказаний. В русском уголовном праве использовалось также колесование, подвешивание за ребро, заливание горла металлом (для фальшивомонетчиков).

Но это скорее история смертной казни. Закапывание в землю так, чтобы торчала только голова, применялось к женщинам, отравительницам своих мужей. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить.

Иногда несчастных откапывали еще живыми и отдавали в монастырь на вечное заточение.

Эпоха Петра

При Петре Великом применение кнута («торговая казнь») назначалась или самостоятельно, или как составная часть процедуры политической смерти, в последнем случае вместе с клеймением.

В начале царствования Петра клеймили наложением орла на щеку («заорлить в щеку»), а позднее в двух видах: для тяжких преступников — вырезанием ноздрей,для менее важных — клеймением буквой «В».

Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишала наказанного чести и даже права служить солдатом.

Для солдат и матросов в эпоху Петра I введены новые виды телесных наказаний — шпицрутены и кошки соответственно.

Шпицрутены

Немецкие шпицрутены — гибкие прутья длиной около сажени и несколько меньше вершка в диаметре (2,1 м в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре). Процедура наказания была крайне жестокой.

Обнаженного до пояса осужденного проводили сквозь два длинных ряда солдат, у каждого в руке был шпицрутен. Чтобы осужденный не мог уклониться, его руки привязывали к ружью, повернутому к нему штыком. Наказание полагались за воинские преступления, за чернокнижничество, чародейство и идолопоклонство, за поношение Божьей Матери и святых, за прелюбодеяние.

Кошки и линьки

Кошки — четырехвостные плети с узелками на концах, введены в Морском уставе (1720) для наказания матросов. При Анне Иоанновне кошками стали сечь и проституток (ранее их наказывали батогами и кнутом), а также укрывателей беглых крестьян и преступников.

Линьки представляли собой куски каната с узлами, ими били только матросов за дисциплинарные провинности.

Эпоха Екатерины

Екатерина Великая в своем Наказе объявила телесные наказания допустимыми, за исключением тех, «которыми тело человеческое изуродовать можно» — калеки были обузой для государства.

Следуя за западными мыслителями, Екатерина II отрицала взгляд на наказание как на возмездие и развивала мысль, что главная цель наказания состоит в ограждении людей от преступлений и в уменьшении общественного вреда последних.

Наказания, направленные против жизни, здоровья и имущества правонарушителей, постепенно уступали место наказаниям, ограничивавшим их свободу, — тюремному заключению, ссылке и каторге.

Новые тенденции получили свое дальнейшее развитие в XIX веке.

XIX и XX века

В 1785 году от телесных наказаний были освобождены дворяне, именитые граждане, купцы первой и второй гильдий, в 1801 году — священники, затем — лица других сословий при наличии образования. Однако к учащимся начальной и средней школ, среди которых преобладали представители привилегированных сословий, розги широко применялись вплоть до 1860-х гг.

В начале XIX века вышел из употребления кнут, ограничивалось число ударов. Уложение о наказаниях 1845 года установило высший предел наказания плетьми и розгами в 100 ударов.

Смягчалась кара для больных и старых, исполнение приговора не производилось при сильном морозе и ветре, 1851 года при наказании присутствовал врач. В 1863 году, после упразднения крепостного права и судебных реформ Александра II, телесные наказания были в основном отменены.

Женщины вообще от них освобождались, а для мужчин они сохранились в пяти оговоренных в законе случаях:

  • Допускалось наказание крестьян по приговору волостных судов до 20 ударов розгами. Освобождались лица с образовательным цензом в объеме среднего образования, лица, занимавшие общественные должности, служившие в армии, страдавшие определенными болезнями и достигшие 60 лет;
  • Разрешалось наказание арестантов розгами до 100 ударов с санкции губернатора за нарушение общественного порядка (такая порка участников майской демонстрации в Вильно в конце XIX века описывается в мемуарах Александры Бруштейн);
  • Ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы за проступки могли наказываться розгами – соответственно до 100 и 30 ударов;
  • Плети (до 100 ударов) могли назначаться ссыльнокаторжным при совершении нового преступления;
  • Допускалось наказание корабельных служащих хлыстом до 5 ударов и учеников ремесленников до 5-10 ударов розгами.

Высшие слои населения трепетно относились к запрету телесных наказаний. В июле 1877 года петербургский градоначальник Трепов в нарушение закона 1863 года приказал выпороть розгами политического заключенного Боголюбова. Образованный Боголюбов сошел с ума и умер от такого оскорбления, а знаменитая Вера Засулич отомстила за него, тяжело ранив Трепова. Суд оправдал Засулич.

https://www.youtube.com/watch?v=UjJhMUp5UuM

Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей недопустимыми. Они были запрещены во всех типах учебных заведений, но в семье оставались нередким явлением. В 1988 году журналист Филиппов провел анонимное анкетирование 7500 детей от 9 до 15 лет в 15 городах СССР, 60% признались, что родители применяли к ним телесные наказания.

Источник: https://kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/

Как наказывать ребенка

В качестве наказания

С детским непослушанием рано или поздно сталкиваются все родители без исключения. Бывает, что поведение любимого чада приводит в замешательство, а иногда просто ставит в тупик. И тогда взрослые задумываются о том, как наказывать ребенка правильно, чтобы не навредить детской психике и не развить в малыше ненужные комплексы.

Наказания: за и против

Споры о том, можно ли наказывать детей, давно ведут и родители, и специалисты.

Противники подобных мер говорят о том, что с большой вероятностью ребенок, систематически испытывающий физическое и моральное воздействие, во взрослой жизни будет отличаться заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Это приведет к большим трудностям в отношениях с другими людьми и проблемам социальной адаптации.

Однако в процессе воспитания детей без наказаний не обойтись. Полное их отсутствие в жизни малыша может привести к тому, что он так и не научится нести ответственность за последствия своих поступков.

Если полностью исключить наказания, ребенок может посчитать, что родителям абсолютно все равно, что и как он делает. Такая снисходительность взрослых не изменит поведение малыша, но может привести к конфликтам. В семье обязательно должны существовать определенные правила, запреты и ограничения.

С какого возраста применять

Психологи и педагоги утверждают, что бесполезно наказывать детей до 2,5 лет. До этого возраста дети не в состоянии оценить, плохо или хорошо они поступают.

Непослушание может быть следствием эмоциональных перегрузок, а также физической усталости. Если малыша накажут, он может это неправильно воспринять: кроха будет думать, что родители вдруг перестали его любить.

Вместо наказания следует переключить внимание карапуза на что-либо более полезное и направить его энергию в нужное русло.

Понимание причинно-следственных связей и способность управлять своим поведением приходят после 3 лет, но не сразу, а постепенно. В этом возрасте психика еще продолжает формироваться. Не следует кричать на малыша, нужно строго, но спокойно объяснять ему, почему он не прав.

Самостоятельно отличать плохие поступки от хороших ребенок способен к 6–7 годам. Если до этого возраста меры воздействия со стороны взрослых были правильными, малыш не будет бояться признаться родителям в чем-либо, опасаясь последствий.

Что нужно учесть до применения наказания

До того, как выбрать меру воздействия за какой-либо детский проступок, родителям следует учесть:

  • Наказание должно быть действием нравственной направленности. Его цель — ограничение нежелательного поведения ребенка, а также предотвращение подобных действий в дальнейшем.
  • Необходимо учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.
  • Дети обычно готовы к взаимодействию с близкими людьми. Если они делают что-то наперекор взрослым, на это есть свои причины, за каждым детским поступком кроется мотив. Родителям следует разобраться в происходящем и только потом наказывать, если это необходимо.
  • Следует четко разделять наказания, являющиеся педагогическими мерами, и те, которые можно квалифицировать как жестокое обращение. Иначе ребенок, испытавший страх и даже злобу, в следующий раз просто скроет содеянное, чтобы избежать негативной реакции со стороны взрослых.

Эффективность воздействия

Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки.

Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить.

Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.

Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.

Виды наказаний

Перед тем, как наказывать ребенка, родителям следует учесть: любая из мер воздействия, помимо соразмерности проступку, должна применяться с учетом возраста, а также психологических особенностей малыша, его темперамента и эмоциональности.

  • Ограничения и запреты. К ним прибегают в случаях, когда требуется добиться от ребенка какого-либо действия. Например, если он не хочет убирать игрушки или делать уроки, то вводят ограничения, запрещая смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры. Длительность действия запрета должна соответствовать проступку, иначе ребенок может обвинить родителей в несправедливости.
  • Лишение удовольствий. Действеннее будет наказать ребенка, лишив его чего-либо, чем делая ему плохое. Родителям полезно будет заранее проговорить с малышом, за какие именно нарушения он может быть лишен любимых удовольствий. Тогда ребенок будет уверен в справедливости наказания. Иначе он может не увидеть связи между своим проступком и лишением, например, воскресного похода в кино.
  • Осуждение и порицание. Цель такого вида наказания — заставить ребенка почувствовать свою вину и сожалеть о плохом поступке. Эффективность такого метода заключена в возможности заложения определенной модели поведения в будущем. Ребенок не повторит того, за что ему было стыдно перед людьми, являющимися для него авторитетом и чье мнение для него важно (родители, учителя).
  • Извинение. Ребенок должен уметь просить прощения за те проступки, что он совершил, а также учиться исправлять нанесенный вред. Но и родителям следует уметь извиняться перед ребенком, демонстрируя это в определенной ситуации личным примером. Например, если мама резко ответила малышу, когда он прервал разговор, можно выразить свое сожаление и извиниться перед крохой за грубый ответ.
  • Игнорирование. Такой вид наказания применяется в каждом возрасте по-разному. С двухлетним крохой мама может отказаться играть, занявшись домашними делами. При каждом обращении она постоянно объясняет крохе, почему не идет с ним играть. С малышом 4 лет можно не разговаривать, но когда он сам обращается к родителям, ему объясняют, почему с ним не хотят общаться. И объясняют, что ему нужно сделать или исправить для того, чтобы мама с папой вновь с ним заговорили. Если ребенок старшего возраста, можно один раз объяснить ему, в чем он провинился, и после этого на него не реагировать. Метод игнорирования не должен применяться часто и длиться слишком долго. Для ребенка, особенно маленького, родители — главное в жизни, и если они его игнорируют, он испытывает стресс, чувствует себя ненужным. Когда малыш выполнит то, что от него требуют, обязательно нужно похвалить его и поцеловать.
  • Изоляция. Данную форму наказания применяют для детей до 5–6 лет, ставя их в угол или отправляя в отдельную комнату и оставляя в одиночестве. Нельзя выключать в комнате свет, усугубляя наказание детскими страхами. Предварительно следует успокоить ребенка, попросить его подумать над своим поведением. Наказание и проступок не должны быть разделены временным промежутком, они должны следовать друг за другом. Не следует надолго изолировать ребенка, достаточно будет нескольких минут. После этого можно еще раз объяснить малышу, за что его наказали.
  • Физическое наказание. Метод является самым противоречивым в процессе воспитания. Это не только пресловутая порка ремнем, но и любые шлепки, подзатыльники, удары по рукам. Такой вид воздействия может заложить в ребенке уверенность, что побеждает всегда тот, кто сильнее. Это знание он будет использовать и во взрослой жизни. Специалисты утверждают, что любая физическая расправа может привести к расстройствам психики. Если ребенок учится в школе, он может начать отставать по предметам, у него возникают проблемы в общении со сверстниками. И самое главное — физическое наказание порождает ложь. Чем сильнее давление оказывают на ребенка родители, тем хуже будет складываться ситуация с детской честностью. Ребенок предпочтет соврать в следующий раз, чем испытывать боль, которую причиняют ему самые близкие люди. Если нервы родителей напряжены до предела, лучше выйти из комнаты и на некоторое время переключиться на занятия, которые дадут возможность прийти в себя и трезво оценить ситуацию. Ребенок за это время, скорее всего, тоже успокоится, и можно будет объяснить ему, в чем именно он неправ.

Принципы наказания

  • Справедливость. К ребенку нельзя придираться и наказывать за то, что он попал под горячую руку и родители просто срывают на нем злость от ссоры друг с другом или из-за проблем на работе. В этом нет его вины. Наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно окажется эффективным.
  • Соразмерность содеянному. Нужно соизмерять степень вины малыша и тяжесть наказания. Не должно быть серьезных наказаний за мелкие промахи. Но и проявлять мягкость, наказывая за серьезные проступки, не стоит. Так, наказание за проступок, который ребенок ранее уже совершал, должно быть суровее предыдущего.
  • Временные рамки. Если ребенка лишают чего-либо на время, он должен знать, сколько продлится наказание. Например, запретить смотреть мультфильмы или пользоваться компьютером три дня.
  • Последовательность. Всем членам семьи необходимо соблюдать последовательность в воспитании и наказании. Если мама наказала, а папа пожалел, малыш просто не будет знать, как он должен поступать. К тому же он будет думать, что всегда сможет уйти от наказания.
  • Объяснение причины. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено совершать то или иное действие. Родителям нужно спокойно поговорить с малышом, объяснить, чем плох совершенный им проступок и какие могут быть последствия.

Как не следует наказывать

  • Читать нотации и утомлять ребенка длительными рассуждениями Он их просто не поймет и не воспримет. Говорить нужно четко и кратко: «Нельзя дергать кошку за хвост. Ей больно».
  • Ругать ребенка за то, чего сами родители не исполняют. Это вызовет у малыша протест и может породить чувство неуважения к ним. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Поэтому, запрещая своему чаду произносить плохие слова, родители, прежде всего, должны исключить их из собственной речи.
  • Наказывать «для профилактики». Наказание должно быть только за конкретный совершенный проступок.
  • Повышать голос. Ребенок может просто впасть в ступор и перестать понимать кричащего на него родителя. Лучше успокоиться и сделать внушение ровным строгим тоном.
  • Откладывать наказание. Не нужно говорить, придя на детскую площадку: «Вчера ты плохо себя вел, поэтому сегодня ты не будешь кататься на качелях». Детская психика очень гибкая, и ребенок может не вспомнить, за что же именно он наказан. С его точки зрения наказание будет несправедливым и непонятным. Особенно это касается детей младшего возраста.
  • Действовать непоследовательно. Если сегодня ребенку что-либо запретят, а завтра разрешат это делать, он будет сбит с толку и окончательно запутается, что можно, а что нельзя.
  • Грозить заведомо невыполнимым. Не стоит говорить: «Никогда больше не пойдешь гулять!»
  • Принимать воздействующие меры во время приема пищи, игр или перед сном.
  • Использовать в качестве наказания физический труд или учебные занятия. В памяти ребенка останутся связанные с этим негативные впечатления, что может привести, например, к снижению мотивации к учебе.
  • Запугивать малыша тем, что мама и папа не будут его любить. Для ребенка нет ничего страшнее, чем отсутствие родительской любви. Ни при каких обстоятельствах он не должен сомневаться в том, что он нужен и любим.

Наказание детей от 6 до 10 лет: правила и особенности

Часто у подросшего малыша возникает «бунт на корабле», с помощью которого ребенок пытается заявить о своих правах. Дети старше 6 лет уже осознают свои проступки и прекрасно могут отличить плохое от хорошего. Эту особенность нужно учитывать, применяя меры воздействия.

  • Нельзя наказывать при свидетелях, это только унизит ребенка и спровоцирует дальнейшее упорство.
  • Нельзя проводить сравнение с друзьями и одноклассниками. Ребенку больно слышать, что кого-то родители считают лучше его. Плохое поведение такие сравнения не исправят, но обеспечат малышу неуверенность в себе и своих силах.
  • Нужно доводить наказание до логического конца. Если родители проявляют слабость (например, разрешают что-либо раньше установленного при наказании срока), проступки будут продолжаться, а эффективность наказания сведется к нулю.
  • Следует объяснять, что нужно делать, а не запрещать. Например, фразу «Нельзя садиться за стол с грязными руками» лучше сформулировать по-другому: «Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки». Так малыш поймет, что ему не запрещают, а дают совет, как лучше поступать.
  • За мелкие проступки ребенок тоже должен понести наказание. Иначе с каждым разом он все больше будет уверен в своей безнаказанности.

Когда меры воздействия недопустимы

Существуют ситуации, когда в любом возрасте применение каких-либо форм наказаний недопустимо:

  • Любопытство и тяга к познанию (изучая мир, кроха тянет в рот предметы, засовывает пальцы в различные отверстия, ломает вещи и игрушки, пытаясь понять принцип их действия).
  • Особенности возраста (непоседливость, невнимательность, плохая память).
  • Особенности физиологии (не складываются «отношения» с горшком, не хочет ложиться спать или садиться есть).
  • Неправильное поведение в связи с отсутствием опыта в жизненных ситуациях (отнимает чужие игрушки, боится и не хочет идти в поликлинику), когда родители не объяснили ему, что так делать нельзя.
  • Проявление эмоций, естественных чувств (не хочет отпускать маму на работу, ревнует к младшему ребенку и поэтому обижает его).
  • Неосторожное поведение (влез в лужу и испачкал одежду, случайно разбил или разлил что-либо).
  • Непреднамеренные поступки (забыл выполнить какую-либо просьбу родителей или не понял, что от него требуют).
  • Желание помочь (ребенок хотел сделать что-либо хорошее или полезное, но у него это не получилось).

Применяя наказание, следует соблюдать меру. Являясь в некоторых случаях необходимостью, наказание может быть лишь одним из средств, применяемых в качестве воспитания, но ни в коем случае не основным и не единственным. Неспособность родителей воздействовать на ребенка другими способами является демонстрацией их собственной несостоятельности и понижает родительский статус.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b8e5927419fdb00abb9fce4/kak-nakazyvat-rebenka-5baa543d2098b300aab60795

Основные и дополнительные виды наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

В качестве наказания
Энциклопедия МИП » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Наказание » Основные и дополнительные виды наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Основные и дополнительные виды наказания – бесплатные ответы юристов онлайн

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Уголовный кодекс Российской федерации (далее – УК РФ) устанавливает достаточно широкий спектр наказаний, которые могут быть назначены лицу за совершение того или иного преступления. Установленные в уголовном праве виды наказаний представляются как система, которой присуща следующая классификация:

  • Виды наказаний, которые назначаются судом лицу, совершившему преступление, в качестве основного наказания.
  • Предусмотренные в уголовном праве определенные меры воздействия на лица, совершившего преступления, которые могут быть назначены как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания.
  • Виды наказаний, которые суд может назначить лицу, совершившему преступление, только в качестве дополнительных.

Данная классификация видов наказаний содержится в ст. 45 УК РФ и является исчерпывающей для судебного органа, выносящего приговор лицу, совершившему преступление.

Признанные эксперты в области уголовного права РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Основные наказания

Основным видом наказания в уголовном праве согласно ч.1 ст.

45 УК РФ являются такие виды наказаний, которые выступают в качестве самостоятельной и единственной меры ответственности за совершение того или иного преступления.

То есть, за совершение какого-либо преступления суд может выбрать в качестве наказания только основное наказание, если иного прямо не установлено конкретной нормой УК РФ.

Данные виды наказаний в уголовном праве содержат такие наказания, как обязательные и исправительные работы. Еще один вид работ, который может быть назначен лицу в данной категории наказаний – принудительные работы.

Также система основных наказаний в уголовном праве включает в себя такие меры уголовного принуждения, как ограничение на осуществление военной службы и деятельности, а также содержание в дисциплинарной воинской части.

Еще один вид основного наказания в соответствии с УК РФ – арест и лишение свободы.

Также часть 2 ст. 45 УК РФ упоминает и такие виды наказаний, которые могут быть назначены в качестве основного наказания, хотя и не относятся к видам основных наказаний. Такими наказаниями являются штраф и лишение права осуществлять работу на определенной должности или заниматься определенной деятельностью.

Так, система основных видов наказаний предусматривает наказания, связанные и не связанные с лишением свободы.

Система основных наказаний, предусмотренных в уголовном праве РФ, особенно выделяет меры ответственности, которые влекут лишение или ограничение свободы лица, совершившего преступление.

Понятие «лишение свободы» в соответствии с нормами УК РФ означает строгую изоляцию лица, виновного в совершении преступления, причем такая изоляция становится целью не только восстановления социальной справедливости, но и выступает как мера исправления преступного поведения.

Более мягким наказанием, связанным с лишением свободы, является арест, который подразумевает временную изоляцию преступника от общества и отличается меньшим сроком, чем лишение свободы. Аналогичной мерой, направленной на ограничение свободы, является такое основное наказание, как содержание в дисциплинарной воинской части.

Наказаниями, не связанными с лишением свободы и изоляцией от общества, как правило, являются различного вида работы – исправительные работы, обязательные работы и принудительные работы.

Понятие «обязательные работы» подразумевает под собой некие обязанности, которые выполняются бесплатно в то время, когда осужденный свободен от трудовых обязанностей по основному месту службы.

Какие именно виды работ будет выполнять осужденный, решает орган местного самоуправления по месту жительства лица, совершившего преступление.

Понятие «исправительные работы» означает, что лицо будет вынуждено в период определенного времени выполнять те или иные трудовые обязанности (допускается и по основному месту трудоустройства) и будет отчислять от заработанных денежных средств определенную сумму, установленную судом в приговоре.

Понятие принудительных работ в ук рф относится к работам, которые могут быть назначены лицу вместо лишения свободы с целью его исправления без изоляции от общества.

Дополнительные наказания

Понятие наказаний, которые могут быть назначены судом исключительно в качестве дополнительных к уже установленным УК РФ основным наказаниям, содержится в ч. 3 ст. 45 УК РФ.

Классификация дополнительных наказаний в уголовном праве содержит следующие наказания:

  • Утрата лицом специального чина или звания
    В данной ситуации под утратой специального чина или звания подразумевается утрата лицом привилегий, а именно – чина или звания, которые были таким лицом получены и назначены от имени государства. Как правило, данная мера ответственности за совершение преступления применяется в отношении лиц, несущих службу в государственных органах или структурах.
  • Утрата лицом присвоенного ему воинского звания
    Данный дополнительный вид наказания применяется исключительно для лиц, чья деятельность тесно связана с несением военной службы.
  • Утрата лицом имеющихся у него государственных наград
    Как правило, такой дополнительный вид наказания предусматривается в случае, если лицо вследствие совершения им преступления становится недостойным иметь награду, полученную от имени государства. Какие награды являются государственными, установлено в специальном Указе Президента РФ.
  • Утрата лицом почетного звания.
    Почетные звания назначаются гражданам государством в целях поощрения их деятельности, осуществляемой на благо всего общества. Например, почетным званием, которого лицо может быть лишено вследствие совершения преступления, является звание Народного артиста России.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Смешанные наказания

УК РФ кроме основных и дополнительных наказаний также предусматривает и смешанные наказания. Смешанными наказаниями являются такие наказания, которые могут быть назначены по усмотрению суда как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания, если такая возможность прямо предусматривается конкретной статьей уголовного кодекса.

Система смешанных видов наказаний включает в себя такие наказания, как:

  • Штраф
    Под штрафом в уголовном законодательстве понимается денежное взыскание, которое устанавливается лицу за совершенное им преступление. Предельный размер штрафа за совершение преступления составляет 2 миллиона рублей, за исключением отдельно установленных уголовным законом случаев (ст. 46 УК РФ)
  • Лишение возможности лица осуществлять определенные виды деятельности или занимать какую-либо конкретную должность (ст. 47 УК РФ)
    Под лишением осужденного лица занимать определенные должности как правило подразумевается запрет нести государственную или гражданскую службу, а также работать в той или иной профессии. Например, преподаватель может быть лишен возможности осуществлять преподавательскую деятельность в течение определенного времени за совершение преступления, тесно связанного с осуществлением им деятельности в области образования.
  • Ограничение свободы
    Назначая осужденному меру наказания в виде ограничения свободы, суд подразумевает ограничение привычного уклада жизни лица, привлеченного к уголовной ответственности. Так, под ограничением свободы нередко понимаются запреты на смену места жительства или работы, а также на посещение определенных мест или заведений (в том числе, и в ночное время суток).

Записаться на консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/nakazanie/osnovnye-i-dopolnitelnye-vidy-nakazaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.