В каких случаях заводят уголовные дела

Содержание

Уголовное дело на разных стадиях: в полиции, в зале суда и в голове судьи

В каких случаях заводят уголовные дела

Институт проблем правоприменения при поддержке фонда Алексея Кудрина представил очередной доклад о проблемах российского уголовного делопроизводства, по которому в ближайшее время составят и проект реформы. В нем анализируется ход уголовного дела по всем инстанциям.

От поступления сообщения о факте преступления до принятия решения судом – от МВД до СКР, Генпрокуратуры и системы судов общей юрисдикции.

ИПП выяснил, что в этой цепочке действий есть несколько ключевых, выглядящих совершенно абсурдно моментов, от которых часто зависит не только конечный исход дела, но и то, насколько тяжело придется человеку, попавшему в поле зрения правоохранительных органов. Именно на такие моменты Slon обращает внимание читателя.

Данные ИПП собирались в течение трех лет (2009–2012) посредством интервьюирования участников уголовного процесса, анализа текстов ведомственных приказов, а также материалов статистики.

В основе исследования – изучение «стандартных дел», которые в стране возбуждаются десятками и даже сотнями тысяч в год.

Резонансные дела проживают все-таки несколько другую жизнь, хотя по последним шумным процессам, например Pussy Riot, заметно, что и в их отношении система работает очень шаблонно. 

Главных героев в уголовном процессе три – это подозреваемый, потерпевший и работник правоохранительных органов. Этому третьему, независимо от того, в каком именно ведомстве он работает, очень тяжело. Причем чем хуже ему, тем больше проблем возникает и у подозреваемого, и даже у потерпевшего. 
Возбуждение уголовного дела О самом преступлении правоохранители узнают разными способами: это может быть простой звонок в полицию, заявление потерпевшего, материалы различных проверок (если, к примеру, речь идет об экономических преступлениях) или рапорт полицейского. Если речь идет о звонке, заявлении или рапорте полицейского, который выявил преступление, то дело должно возбуждаться немедленно. Но на практике так происходит далеко не всегда. Дело в том, что при возбуждении уголовного дела следователь должен не только определиться с тем, что именно нужно расследовать, но и назвать конкретный состав преступления (часть и пункт при наличии статьи УК). По установившейся практике, возбуждая уголовное дело, следователь согласовывает текст постановления (квалификацию) со своим начальником и в подавляющем большинстве случаев (кроме самых тривиальных ситуаций) с помощником или заместителем прокурора. Однако здесь есть довольно большая региональная вариация. В некоторых регионах прокуратура практически полностью отказалась от неформального согласования следственных документов, в других же согласуются практически все решения следователя (можно вспомнить Северо-Кавказские регионы). Кроме того, дополнительные барьеры возникают на пути следователя при расследовании тяжкого преступления. В этом случае большое число должностных лиц будет согласовывать необходимые документы, а значит, возрастет вероятность дальнейшего давления этих людей на процесс.
Все решается до следствия При возбуждении уголовного дела обязательна доследственная проверка. Формально на нее отводится три дня. После этого руководитель органа дознания или следственного органа может продлить этот срок до десяти дней. На практике, по экспертным оценкам, все дела рассматриваются в течение как минимум десяти дней, кроме самых очевидных или резонансных, где невозбужденное уголовное дело становится поводом для обвинений следствия в бездействии (такие ситуации чаще характерны для дел, которые ведет Следственный комитет). Если в деле есть необходимость «производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов», то руководитель следственного органа (для следователя) или прокурор (для дознавателя) могут продлить срок рассмотрения до тридцати суток. Здесь нужно понимать, что это смещает следственные действия на формально более ранний этап процесса: то, что, в сущности, должно было бы происходить в рамках следствия, происходит на этапе доследственной проверки.
Следователь может отказаться от уголовного дела Неформально в ходе доследственной проверки следователь оценивает вот какие вещи: Шанс установить виновного. Это решение, как правило, принимается в контакте с оперативными службами. Если такого шанса нет или он мал, то следователь сразу задается вопросом, есть ли шанс отказать в возбуждении уголовного дела (об этом ниже), если же такой шанс есть, то происходит переход дальше. Судебная перспектива. Объем усилий и сроки, которые потребуются для адекватного расследования дела. Задача следователя – не превысить установленные процессуальные сроки (желательно два месяца) и не принять в производство такое уголовное дело, работа по которому отнимет все его время (у следователя, как правило, в производстве одновременно находятся несколько уголовных дел). На основании этих параметров следователь решает, «устраивает» его дело или нет. Те дела, которые «не устраивают», подлежат устранению. Как правило, речь идет о преступлениях, по которым можно отрицать либо факт преступления, либо наличие преступной составляющей (соответственно события и состава преступления). Чаще всего это происходит с такими преступлениями, как нанесение телесных повреждений средней тяжести или грабежи. В этих случаях срабатывают примерно такие критерии: потерпевший должен быть единственным, кто может что-то сообщить о преступлении. Материальные свидетельства должны быть подвергаемы сомнению (например, гематома на затылке и легкое сотрясение мозга может быть получено как в результате нападения, так и совершенно самостоятельно). Показания потерпевшего должны нейтрализовываться показаниям того, кого он обвиняет (он меня ударил / я его не бил, он сам упал; свидетелей нет). Поскольку найти какие-либо доказательства того факта, что преступление имело место, кроме слов потерпевшего, затруднительно, по таким делам по мере возможности выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Роль играет социальный статус потерпевшего и (при наличии) потенциального обвиняемого. Особенно часто такие постановления (основанные на отрицании факта) выносятся по делам, в которых обвиняемым мог бы оказаться сотрудник правоохранительных органов. Здесь достаточно вспомнить то, как долго не выплывала история с ОВД «Дальнее».
Если гопник, то можно пытать В том, чтобы лицо с официальным статусом подозреваемого (и с перспективой на обвинение) появилось в кратчайшие сроки после возбуждения уголовного дела, заинтересован и следователь, и оперативник. Так у оперативника проставляется в статистической карточке +1 к раскрытию – главному показателю его работы, а у следователя уменьшается риск работы вхолостую: когда подозреваемый установлен, а основная информация об обстоятельствах преступления, потенциально оформляемая в виде доказательств, уже собрана, то увеличиваются шансы на то, что дело будет иметь «процессуальную перспективу». Результатом такой заинтересованности часто бывает физическое воздействие, которое считается вполне приемлемым в этой профессиональной среде, если оно применяется к лицу, которое, по мнению следствия, на самом деле и виновно. Явно негативное отношение к применению силы в полицейской среде возникает только по фактам намеренной фальсификации уголовного дела и только в тех случаях, когда фигурант не рассматривается сотрудниками правоохранительных органов как преступный элемент (наркоман, гопник), изоляция которого считается благом в любом случае. Таким образом, практика жестких методов поддерживается на уровне общей культуры да еще и усугубляется ограниченностью доступа адвоката к лицу, не являющемуся еще ни подозреваемым, ни обвиняемым по возбужденному уголовному делу.
Почему протокол судебного заседанияведется не так, как следовало бы Протокол судебного заседания – это основное доказательство, которое создается судом. Формально его значение очень высоко; все, что происходило в суде, должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Все выводы суда должны опираться на протокол судебного заседания. Однако в отличие от протоколов следственных действий, которые подписываются всеми участниками, в том числе с правом дополнять и делать уточнения, протокол судебного заседания изготавливается без участия сторон и подписывается только секретарем и судьей. Поэтому возражения в протокол судебного заседания внести затруднительно, потому что единственным критерием для определения состоятельности возражений является субъективное восприятие судьи, и его выводы нельзя обжаловать, так как никто из вышестоящих судей не может знать, что именно происходило в процессе. Переход на видео-, (аудио) фиксацию всего судебного заседания изменил бы ситуацию, однако до настоящего момента ничего в этом направлении не решено (за исключением случаев, когда к делу приковано внимание журналистов). Любой участник имеет право вести аудиозапись, но нет безусловных механизмов к тому, чтобы эта аудиозапись признавалась как доказательство. Существует даже особая формулировка «произведено не в рамках процессуальной формы», позволяющая игнорировать видео- и аудиосвидетельства. Суд старается принимать только те решения, которые не позволили бы усомниться в качестве работы органов предварительного следствия. Поэтому оправдательные приговоры так редки. В случае если есть сомнения в доказанности вины, большой популярностью пользуются такие суррогаты оправдания, как назначение условного наказания, назначение минимально возможного по данной статье наказания или исключение некоторых эпизодов. Суд, по сути, включен в цепочку правоохранительных органов (что не так уж сложно при том, что судьи зачастую – бывшие работники прокуратуры). И хотя такой подход совершенно не совпадает с ожиданиями общества, судьи охотно поддерживают эту порочную традицию.
Лучше совершать «редкие» преступления Дела, возбужденные по «редким» статьям УК, дают большую вероятность выйти оправданным. Нельзя однозначно утверждать, что более значимо – редкая статья или социальный статус. Указанные характеристики накладываются друг на друга. С одной стороны, «белый воротничок» является маргинальной категорией среди общего потока подсудимых, и поэтому он имеет больше шансов на оправдание. Статистика показывает, что если дело было возбуждено по одной из ниже перечисленных статей УК, то шансы быть оправданным очень высоки. Так, за нарушение правил охраны труда (статья 143 УК) только 0,05% обвиняемых были осуждены, за получение взятки (статья 290 УК) – 0,25% , за преступления против интересов службы в органах власти и местного самоуправления – 0,53% , а за коммерческий подкуп (статья 204 УК) – 0,05%. С другой стороны, есть редкие категории преступлений (частота менее одной десятой процента), которые не могут быть отнесены к беловоротничковой или должностной преступности, но которые демонстрируют аномально высокую долю оправданий. Это статьи 208–210 УК (бандитизм, организация незаконных вооруженных формирований) – 0,08% дел по этой статье закончились обвинительным приговором.Еще лучше обстоит дело с экстремизмом (статьи 280, 282, 282.1–2 УК): только в 0,02% от всех дел по этим составам суд признает вину. С этой точки зрения обвинительный приговор в отношении Pussy Riot также был прогнозируемым. Хотя хулиганство и достаточно редкая статья (0,2% от всех дел), но она относится к общеуголовной преступности, и доля оправданных по ней составляет всего 0,73%. В том случае, если дело относится к разряду типичных, суд ограничен в праве выбора. Обвинительный приговор запрограммирован. Степень давления на суд со стороны всей правоохранительной системы можно увидеть, сопоставив долю оправданий по делам, по которым проводилось предварительное следствие, по ним мы имеем 0,26% оправданных, а по тем делам (это только дела частного обвинения), по которым не проводилось предварительного расследования, – 29,4% признанных невиновными.
Обжаловать нельзя и оправдать Сложность, которая ждет сторону защиты в случае неудачи на стадии обжалования приговора, в том, что суды вышестоящей инстанции очень ограничены во времени. В среднем на каждое уголовное дело приходится 10–20 минут. Часто этого недостаточно для полноценного разбирательства. Поэтому, во-первых, судьи стараются ускорить рассмотрение «простых» дел (а их они определяют на глазок), чтобы более обстоятельно разобрать сложные ситуации. А во-вторых, неизбежно возникает такая ситуация, при которой решение принимается до выхода в судебное заседание. Это означает, что суд выходит в заседание со сформировавшимся убеждением, и речи о непредвзятости вовсе не идет.

ИПП объясняет, что в результате всех этих недоразумений (Slon выбрал только некоторые из них) решение, которое должно приниматься на выходе, принимается на входе.

Так вина де-факто устанавливается прокуратурой (суд никого не оправдывает, следовательно, вопросом вины не занимается). Доказуемость вины определяется не по результатам следствия, а в его начале – на стадии привлечения к уголовной ответственности.

Оперативник отвечает не за то, что предоставил не «потенциального» обвиняемого, а за то, что привел настоящего «злодея», и в ходе дальнейшей работы поменять своего мнения уже не может.

Следователь отвечает за то, что дело пройдет в суде, и в ходе следствия уже не может прекратить дело за недоказанностью. А судья же всего лишь подтверждает компетентность правоохранительных органов.

Источник: https://republic.ru/posts/l/846948

Уголовное дело публичного обвинения: процесуальный порядок возбуждения и форма

В каких случаях заводят уголовные дела

Наличие основания и повода к возбуждению дела об уголовном правонарушении обязывает определенных должностных лиц рассмотреть сообщение о совершенном преступлении и принять решение завести уголовное дело. Законодательством установлено три вида уголовных дел: обвинения публичной направленности, частно-публичного и частного обвинений.

Сущность публичных дел об уголовных правонарушениях

Особенностью уголовных дел публичного обвинения является их повышенная общественная опасность, в связи с которой возбудить дело об уголовном правонарушении можно даже при отсутствии заявления от потерпевшего.

Возбудить дело можно по одному из четырех оснований:

  • заявление о совершенном преступлении;
  • добровольная явка преступника и сообщение о совершенном им деянии;
  • сообщения об уголовных правонарушениях, полученных из других источников (к ним можно отнести сведения, которые были получены при проведении оперативно-розыскных мероприятий);
  • прокурорское постановление о передаче материалов проверки в орган, осуществляющий предварительное расследование, чтобы решить вопрос о целесообразности заведения дела об уголовном правонарушении.

Лица, возбуждающие уголовные дела публичного обвинения

Уголовно-процессуальным законодательством определен круг субъектов, которые имеют право заводить дело в отношении подозреваемого.

К ним относятся:

  1. Следователь.
  2. Дознаватель.
  3. Руководитель органа следствия.

Полномочия следователей

Компетенция следователей из российского Следственного комитета по возбуждению уголовных дел публичного обвинения включает полномочия на рассмотрение дел в отношении следующих категорий преступлений:

  • преступления, указанные в статьях Уголовного кодекса: 105-110.2, части четвертой статьи 111 (часть четвертая), 120, 126, 127 (части вторая и третья), 127.1 (части вторая и третья), 127.2 (части вторая и третья), 131-149, 172.1, 128, 151.2, 170.1, 169, 171.2, 194 (части третья и четвертая), 185-185.6, 199.4, 198, 200.4, 200.5, 205, 201.1, 201, 204.1, 204, 205-205.5, 215.1, 215, 208-212.1, 216, 217.2, 235.1, 227, 237, 238.1, 238, 240.1, 239, 242.2, 242.1, 250, 246-249, 251 (части вторая и третья), 252 (части вторая и третья), 254 (части вторая и третья), 255, 258.1 (части вторая и третья), 263.1, 263, 270, 269, 271.1, 271, 282-282.3, 279, 284.1, 292-293, 285-291.1, 294 (части вторая и третья), 296, 295, 298.1-305, 318, 317, 321, 328, 320, 330.1, 327.2, 332-354.1, 330.2, 356-361;
  • преступления, совершенные лицами, в отношении которых ведется особый процесс производства по статье 447 процессуального кодекса, исключая седьмую часть указанной статьи, а также по преступлениям, связанным с профессиональными обязанностями гражданина;
  • преступления, которые были совершены лицами, занимающими должности в Следственном комитете, органам службы федеральной безопасности, внешней разведывательной службы, службы Федеральной охраны, органов по внутренним делам, органов и учреждений системы исполнения наказания, органов таможни, военнослужащих, лиц на военных сборах и т. п.;
  • преступления тяжкой или особо тяжкой степеней, которые были совершены несовершеннолетними или по отношению к несовершеннолетним.

О возбуждении дела следователь обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Полномочия дознавателей

Компетенция дознавателей по осуществлению уголовного преследования по делам публичного обвинения включает в себя расследование следующих категорий дел:

  1. Преступления, в отношении которых можно не проводить следствие предварительного характера (включая дела по третьей части статьи 150 и третьей части статьи 151 УПК РФ).
  2. Преступления, по которым производство следствия предварительного характера обязательно, но дознание можно проводить при необходимости проведения следственных неотложных действий перед передачей в отдел следствия.

О возбуждении дела дознаватель обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Полномочия руководителя органа следствия

Компетенция руководителя органа следствия при расследовании уголовных дел публичного обвинения включает следующие категории дел:

  • преступления, при расследовании которых руководитель органа следствия является руководителем группы следствия;
  • преступления, определенные пятой частью статьи 146 и пятой частью статьи 447 УПК;
  • преступления, при расследовании которых руководитель органа следствия является дознавателем.

О возбуждении дела руководитель обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Элементы постановления о возбуждении дела об уголовном правонарушении

Порядок возбуждения уголовных дел публичного обвинения включает вынесение постановления.

Его составляющими являются следующие элементы:

  1. Место, время и дата вынесения документа.
  2. Указание на должностное лицо, вынесшее Постановление.
  3. Поводы, а также основания для расследования дела.
  4. Указание статьи с подпунктами УК РФ, на основании которой возбуждалось дело.

Части постановления

Особенности возбуждения уголовных дел публичного обвинения определяют, что в постановлении, которое дает право на расследование дел об уголовных правонарушениях, присутствуют три обязательные части: вводная, описательно-мотивировочная, резолютивная.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

Вводная часть включает место, время и дату вынесения документа; должность, звание, имя, фамилию и отчество должностного лица; данные о принятом сообщении о правонарушении.

Описательно-мотивировочная часть содержит поводы, а также основания для возбуждению дела об уголовном правонарушении.

Резолютивная (заключительная) часть включает решение возбудить дело о правонарушении. При известном имени правонарушителя Постановление принимается по отношению к конкретному лицу. В этом случае данному лицу присваивается статус (процессуальный) подозреваемого по первому пункту первой части статьи 46 процессуального кодекса. В этом случае дознание может проводиться в сокращенном виде.

Если виновное лицо неизвестно, дело возбуждается на основании факта совершения правонарушения уголовной направленности.

Уведомление прокурора о вынесении Постановления

Прокурор незамедлительно, при первой возможности, получает уведомление о проводимом расследовании в следующих случаях:

  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено капитаном судна (речного или морского) в дальнем плавании;
  • если дело было возбуждено руководителем геологоразведочных зимовок или партий, которые удалены от мест, имеющих органы дознания;
  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено главой представительства дипломатического типа или учреждения консульского типа.

Прокурор имеет право на отмену вынесенного постановления в течение суток с момента его получения, если признает его необоснованным или незаконным. В этом случае он должен вынести мотивированное ответное постановление и направить его копию лицу, которое возбудило дело об уголовном правонарушении.

Лица, к которым применим особый порядок возбуждения дела

При совершении преступлений лицами, которые определены статьей 447 Кодекса, уголовные дела публичного обвинения имеют особенный порядок рассмотрения. К ним относятся:

  1. Члены и депутаты Федерального собрания (Федерального Совета и Государственной Думы), депутаты представительного законодательного государственного властного органа в субъекте РФ, члены или депутаты в выборных органах на уровне местного самоуправления, должностные выборные лица в местном органе самоуправления.
  2. Судьи (в Конституционном Суде, федеральных общих судах, федеральных арбитражных судах, мировые судьи, судьи судов субъекта, присяжные или заседатели арбитражного типа в период осуществления правосудия этими лицами).
  3. Председателя в российской Счетной палате, его заместителя или аудиторов в Счетной палате.
  4. Уполномоченного в сфере прав человека.
  5. Президента в отставке или кандидата на эту должность.
  6. Прокурора.
  7. Председателя в Следственном комитете.
  8. Руководителя органа следствия.
  9. Адвоката.
  10. Следователя.
  11. Членов избирательных или референтных комиссий, имеющих право на решающий голос.
  12. Кандидатов в депутаты в Госдуму (зарегистрированных) или кандидатов (зарегистрированных) в орган государственной законодательной власти субъекта.

Порядок возбуждения особых уголовных дел

Уголовные дела публичного обвинения по отношению к особым категориям преступников рассматриваются разными должностными лицами в каждом конкретном случае.

Преступления членов и депутатов Федерального собрания (Федерального Совета и Государственной Думы), депутатов представительного законодательного государственного властного органа в субъекте РФ, депутатов либо членов в выборных органах на уровне местного самоуправления, должностных выборных лиц в местном органе самоуправления рассматриваются Председателем в Следственном комитете при наличии согласия членов соответствующего органа по представлению Генерального прокурора.

Преступления, совершенные Генеральным прокурором, рассматриваются Председателем в Следственном комитете, если имеется заключение коллегии трех человек из судей в Верховном Суде, выданное на основании представления Президента о наличии признаков правонарушения в отношении прокурора.

Преступления, совершенные Председателем в Следственном комитете, рассматриваются его исполняющим обязанности по вышеизложенным основаниям. Заявление Президента об обнаружении признаков совершенного соответствующими должностными лицами преступления рассматривается на судебном заседании закрытого типа при участии подозреваемых и их защитников, а также при наличии материалов дела.

Правонарушения судьи в Конституционном Суде расследует Председатель в Следственном комитете при согласии Суда.

Если речь идет о Верховном Суде, субъектом расследования является то же лицо, но необходимо согласие квалификационной Высшей коллегии судей и т.д.

Согласие (или несогласие) Суда должно быть представлено Председателю в Следственном комитете в течение десяти дней с даты получения документа. Кроме того, согласие должно быть аргументировано.

Также Председатель расследует преступления прочих руководящих лиц, за исключением уголовных правонарушений, совершенных должностными лицами органов в субъектах РФ. В этом случае дело расследует руководитель органа следствия от Следственного комитета на уровне субъекта.

Особенности возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения

особенность дел этой категории – повод к возбуждению дела. Для заведения дела необходимо наличие заявления от пострадавшего. Это закреплено в третьей части статьи 20 и в статье 147 Кодекса.

Рассмотрение уголовных дел частно-публичного обвинения полностью зависит от волеизъявления потерпевшей стороны в то время, как в сфере публичных обвинений расследование проводится в обязательном порядке при обнаружении признаков совершенного преступления.

В том случае, если имеются все признаки уголовного правонарушения, но пострадавший не заявляет об этом, в возбуждении дела отказывают на основании пятого пункта первой части статьи 24 УПК.

Руководитель органа следствия, следователь или дознаватель (с санкции прокурора) вправе рассматривать уголовные дела частно-публичного обвинения (и частного), если пострадавшим является лицо, которое не в состоянии защитить собственные права и интересы из-за беспомощного или зависимого состояния.

Особенности расследования дел частного обвинения

В отличие от уголовных дел частно-публичного обвинения, возбуждение дел в частном порядке происходит по заявлению не только пострадавшего, но и его представителя на законных основаниях. Также завести можно посредством подачи заявления от пострадавшего или представителя судье мирового участка (согласно второй части статьи 20 и четвертому пункту пятой части статьи 318 Кодекса).

Следующая особенность рассмотрения таких дел – необходимость наличия конкретного подозреваемого (по первой части и четвертому пункту пятой части статьи 318 Кодекса).

Если уголовное правонарушение совершено по отношению к лицу, которое не в состоянии защитить свои интересы из-за отсутствия сведений о преступнике, дело может возбудить руководитель органа следствия, следователь или дознаватель (с санкции прокурора).

Уголовные дела при обвинении в публичном порядке имеют особый порядок рассмотрения, несколько отличающийся от рассмотрения иных категорий дел.

Источник

Дмитрий созерцатель Дмитрий созерцатель

Источник: https://zakon.temaretik.com/1439293833216527354/ugolovnoe-delo-publichnogo-obvineniya-protsesualnyj-poryadok-vozbuzhdeniya-i-forma/

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела по закону РФ

В каких случаях заводят уголовные дела

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела — эти понятия относятся к категории краеугольных. Единого мнения об их содержании не существует ни в науке, ни в праве.

Исчерпывающей расшифровки не было в УПК РСФСР, так же как и в УК РФ. Несмотря на сложность в описании этих методологических единиц, разбираться в терминах все же нужно.

Далее рассматриваются основные аспекты в рассмотрении столь важных решений и занимаемое ими место в механизме уголовного расследования.

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Регламент и сроки

Если имеются веские повод и основания, начальник компетентной инстанции или следователь заводят дело путем обнародования постановления.

В этой бумаге указываются следующие данные:

  • место, время и дата создания документа;
  • ФИО и должность ответственного за его составление сотрудника;
  • аргументированные повод и основание;
  • № статьи УК РФ.

Этапы возбуждения уголовного дела

Постановление должно включать в себя 3 раздела — вводный, основной и резолютивный. В первом параграфе отображается информация о времени, локации и данных об оформившей его персоне.

В остальных описываются имеющиеся повод, основание и краткая фабула преступления (совершенного или готовящегося).

Если ведение предварительного следствия находится в компетенции следственной группы, эти сведения обязательно вносятся в документ.

Таблица 1. Временные рамки

СрокОписание
3 сутокПредставитель органа дознания, следователь или глава следственного органа на законодательном уровне должны изучить поступившие сведения о злодеянии и в течение 3 суток со дня информирования вынести по нему решение.
10 сутокРуководитель отдела или начальник дознавательного органа имеют право продлить указанный временной промежуток до 10 суток.
30 сутокЕсли присутствует необходимость проведения проверок документов, судебных экспертиз, анализа материалов, осмотра трупов, осуществления оперативно-розыскных действий, в полномочиях прокурора и ответственного за ходатайство пролонгировать этот срок до 30 суток. При этом должны иметься веские основания для подобных действий.

Если сведения о преступлении были освещены в СМИ, их проверкой занимается следователь либо представитель органа дознания.

УПК РФ Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Полномочия должностных лиц

В ведении должностных лиц находятся следующие вопросы:

  • получение образцов для осуществления сравнительного анализа;
  • изымание необходимых для следствия материалов и предметов;
  • проведение осмотра относящейся к происшествию локации, тела, документов и т.д.;
  • внедрение судебной экспертизы;
  • привлечение к следственному производству компетентных специалистов;
  • принятие участия в ходе дела;
  • получение экспертного заключения в оговоренный на законодательном уровне срок;
  • требование осуществления документальных проверок и прочих необходимых для проведения следствия предметов или трупов.

Также они имеют право предоставить дознавательному органу оформленное письменно поручение о начале оперативных действий. Этот документ является обязательным для исполнения.

Повод для возбуждения дела

Поводами для возбуждения производства являются:

  • письменное либо устное заявление;
  • информация о злодеянии либо готовящемся преступлении, поступившая из альтернативных каналов;
  • явка с повинной;
  • постановление прокурора.

Аргументы для открытия дела постоянно подвергаются критике

Обнаружив повод, следователь должен принять соответствующие меры для установления аргументированных оснований. После этого открывается судебное производство.

Заявление о преступлении

Этот документ составляется либо регистрируется во время обращения физического лица в правоохранительную инстанцию. Заявление принимается как в устной, так и в письменной форме. В нем должны указываться сведения о злодеянии с просьбой принять соответствующие меры по его предотвращению или раскрытию.

Важный нюанс: по делам частно-публичного или приватного обвинения в обращении должно быть конкретно заявленное ходатайство о привлечении преступника к ответственности. В противном случае оно безосновательно и не может быть поводом к производству дела.

Законодательно предусмотрено несколько моментов, имеющих отношение к подобному заявлению:

  1. Если уведомление о злодеянии оформлено письменно, оно подлежит регистрации и последующему рассмотрению независимо от метода его доставки.
  2. В случае, если заявление было получено в ходе следственного действия — допросе, например, оно должно быть запротоколировано.
  3. Если оно было высказано устно при личной явке информатора, также оформляется специальный протокол.
  4. Если уведомление было вербальным, но заявитель по весомым обстоятельствам не имеет возможности присутствовать во время оформления протокола, составляется рапорт.
  5. Если физическое лицо лично проинформировало о злодеянии, он получает талон, в котором содержится информация о регистрации в Книге учета.

На законодательном уровне прописано, что уведомления, сделанные анонимно, не являются поводом для открытия дела. Однако они должны приниматься во внимание сотрудниками компетентных органов

Каждое заявление о планируемом либо осуществленном злодеянии должно проверяться сотрудником компетентных органов дознания. С этой целью проводятся негласные или гласные оперативно-розыскные процедуры и затем выносится решение о целесообразности производства уголовного дела.

Явка с повинной

Сделанное добровольно уведомление физлица о совершенном им злодеянии. Принимается и в устном, и в письменном виде. В первом варианте оно оформляется протоколом.

Внедренный в систему инструмент явки с повинной содержит правовые мотиваторы для следующих действий:

  • профилактика преступлений;
  • побуждение злоумышленников об информировании с последующим раскаянием;
  • убеждение в рациональности явки.

Этим способом государство стимулирует постпреступное поведение и заинтересовывает в оказании содействия во время раскрытия преступлений.

Согласно ст.62 УК РФ при отсутствии отягощающих обстоятельств и наличии уведомления о явке с повинной, размер или срок наказания не могут быть больше 2/3 от максимально предусмотренного для повершенного преступления.

Явка с повинной — великолепный мотивационный инструмент

Когда преступник раскаивается в совершенном деянии, он может пойти навстречу следствию, и признаться в содеянном по собственной воле.

Объявление собственной вины – процесс, подразумевающий последующее оформление множества процессов и документов, им сопутствующих.

Так, например, обязателен к составлению в данной ситуации протокол явки с повинной. Как его составить, вы узнаете в специальной статье.

Информация о совершенном или планируемом преступлении, полученная из альтернативных источников

Подобные сообщения как повод для открытия дела подразумевают все случаи информирования о злодеянии за исключением явки с повинной, заявления и прокурорских постановлений.

К альтернативным источникам информации относятся следующие:

  1. Материалы, выявленные в процессе служебной деятельности направленных на обнаружение факта злодеяния сотрудников госорганов.
  2. Сведения, собранные в процессе проводимого правоохранительными инстанциями расследования, которые являются побочным результатом их деятельности. Например, извещение от сотрудника МРЭО об утере водительского удостоверения.
  3. Данные, полученные по телеграфу, факсу, телефону или радио. Также под эту категорию попадает информация от сотрудников медицинских учреждений о гражданах, поступивших с имеющими признаками результата преступных действий травмами.
  4. Письма или опубликованные в масс-медиа материалы, которые прямо или косвенно касаются совершенных злодеяний.

Основываясь на этих данных компетентные инстанции выносят решение о целесообразности открытия уголовного дела.

Заявление о преступлении и сообщение, полученное из альтернативных источников — разные методы информирования

Постановление прокурора

Прокурорское постановление о передаче материалов — одна из разновидностей сообщения, поступившего из альтернативных источников. Не следует путать его с рапортом представителя органов внутренних дел о выявлении признаков злодеяния. Этот документ относится к категории заявлений.

Основание для возбуждения дела

Под этим понятием подразумевают фактические сведения о присутствии в рассматриваемом деянии законодательно прописанных признаков злодеяния.

В УК РФ не предоставлена исчерпывающая информация о характеристиках оснований для открытия следственного производства. Оговаривается лишь, что необходимо наличие достаточно аргументированных сведений. Например, сообщение физлица о краже его личного имущества из квартиры и выявленное в ходе осмотра подтверждение являются вескими основаниями.

После выявления повода для судебного производства переходят к рассмотрению оснований

Юристы трактуют эту норму следующим образом. Если присутствуют минимальные сведения о факте преступления, дело должно быть возбуждено. Это мнение основано на том, что во время расширенной проверки уведомления о совершенном злодеянии у злоумышленников появляется возможность скрыть следы преступления.

Особенности:

  1. Для открытия производства не важно установлена ли личность злоумышленника.
  2. Случаи, составляющие исключение, — злодеяние имеет специфический субъект. В этой ситуации основанием будет считаться факт совершения его специальным субъектом.
  3. Чаще всего в качестве основания рассматриваются следующие случаи:
    • следы взлома на дверном косяке;
    • свидетельства насильственной смерти на теле.
  4. Информация о злодеянии выкристаллизовывается после сбора касающихся злодеяния сведений. В процессе следственных действий возможна переквалификация на иной состав преступления.

Учитывая перечисленные признаки, главным основанием для производства уголовного дела являются фактические сведения, касающиеся объекта и объективной стороны злодеяния.

— Возбуждение уголовного дела. С чего начинается следствие?

Источник: https://yr-expert.com/povody-i-osnovaniya-dlya-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/

Как происходит возбуждение уголовного дела?

В каких случаях заводят уголовные дела

Те, кто сталкивался с правоохранительными органами, знают, что процесс общения с ними не очень приятен. Сотрудники МВД не спешат возбуждать уголовное дело по заявлению пострадавшей стороны. Поэтому часто пострадавший машет рукой и не пытается добиться справедливости: «Все равно ничего не докажешь!» Но давайте разберемся, как происходит процесс возбуждения уголовного дела.

В случае, если заявление в правоохранительные органы написано в отношении вас, скорее всего, вам потребуется профессиональная помощь адвоката или юриста по уголовному процессу. Лучше с этим не затягивать. Выбрать юриста вы можете, кликнув на баннер.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 13 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.

Это только в сериалах полицейский сочувственно выслушивает жертву кражи, подает ей бумажный платок, чтобы вытереть слезы, и тут же бежит искать виновника по горячим следам. В реальности все происходит далеко не так радужно. Процесс довольно сложен.

Так что, если вы пришли с заявлением в МВД, будьте готовы к тому, что открывать дело станут неохотно. Вас будут отговаривать. Могут убедить, что вам все равно ничего не светит.

Случай не тянет на уголовное дело.

Возбуждать его просто нет причин. Могут пообещать разобраться в самые короткие сроки, принять заявление и прислать отказ.

Отсюда рождается недоверие к сотрудникам данного ведомства, а также отсутствие веры граждан в то, что можно добиться справедливости.

Подача заявления

Итак, для возбуждения уголовного дела должен быть повод. Им считается обращение в правоохранительные органы о совершенном преступлении. В первую очередь пострадавшему необходимо подать заявление в МВД и добиться, чтобы его приняли.

Если есть шанс, что раскрыть преступление будет возможно по горячим следам, то обратиться в правоохранительные органы нужно как можно скорее.

Однако если дело не требует срочного вмешательства, советуем хорошенько подготовиться к визиту в МВД. Заявление можно подготовить заранее. Подробно опишите в нем обстоятельства дела. Распечатайте в двух экземплярах. Соберите все возможные доказательства. Чем больше их будет — тем больше шансов на успех.

Не оставляйте эту работу оперативникам! Лучше подготовить все самостоятельно.

Когда вы придете в полицию, вас направят к дежурному сотруднику. Он может вас перенаправить в нужный отдел либо примет показания лично. В любом случае, после беседы с полицейским у вас на руках должно быть подтверждение того, что заявление принято.

Это может быть заверенная копия данного документа либо талон-уведомление о получении.

Вас могут попробовать уговорить оставить заявление и уйти. Делать этого не нужно! Требуйте на руки заверенную копию или уведомление о получении.

Если сотрудник начинает вас уговаривать прийти в другое время или обратиться в соседнее отделение, не поддавайтесь. По закону, любое сообщение граждан полицейские обязаны зафиксировать.

Когда подаете заявление, помните о наказании за ложный донос. Вас обязательно заставят расписаться в соответствующем протоколе. Заявление не может быть подано анонимно.

В нем обязательно должны быть указаны данные пострадавшей стороны. Без этого заявление не примут.

Сообщить о преступлении может не только пострадавшая сторона. Виновник может сам обратиться в полицию.

Это называется явкой с повинной.

Правонарушитель может рассказать о совершенном преступлении устно сотрудникам МВД. Тогда должен быть составлен и подписан протокол. Также виновник может принести заранее составленное письменное заявление.

Основания для возбуждения уголовного дела

Чтобы было возбуждено уголовное дело, нужны основания. Так называются признаки, которые указывают на то, что было совершено опасное деяние.

Обратите внимание, что для возбуждения дела не обязательно должны присутствовать все необходимые основания. Главное, чтобы был очевиден факт совершения преступления. Даже если преступник неизвестен.

Возбуждение уголовного дела без основания невозможно. Аналогично нельзя его возбудить, если нет повода. Только при наличии двух этих составляющих можно добиться положительного результата.

Срок рассмотрения заявления

После того как ваше заявление зарегистрировали, его обязаны рассмотреть. Закон дает на это 3 дня. Иногда процесс требует дополнительного времени, если нужно собрать доказательства. Тогда срок принятия решения о возбуждении уголовного дела может быть продлен до 30 дней.

По окончании этого периода сотрудник МВД обязан будет принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе. Если полицейский отказался возбуждать его неправомерно, это можно обжаловать в вышестоящие органы.

Если сроки рассмотрения заявления необоснованно затянулись, это может стать основанием для жалобы на действия следователя. Сотрудник МВД может быть привлечен к уголовной ответственности.

Во время рассмотрения заявления берут показания с пострадавшего и виновника. Также могут быть опрошены свидетели. Следователь должен собрать доказательную базу.

Если преступление очевидно — например, произошло убийство — уголовное дело можно возбудить без отлагательств. Это может быть сделано во время приезда следственной бригады на место происшествия.

После открытия дела заявитель получает постановление. Его высылают по почте. Обвиняемому постановление вручают под роспись.

Основания для отказа

В возбуждении уголовного дела могут отказать. Все основания для этого перечислены в ст. 24 УПК РФ. Отказать могут, если:

  • преступления не было;
  • отсутствует его состав;
  • нет заявления от пострадавшей стороны;
  • виновник умер;
  • истек срок исковой давности.

В этих случаях заявителю пришлют постановление об отказе в возбуждении дела. Его можно попробовать обжаловать, если вы с ним не согласны.

Теперь вы знаете, как происходит возбуждение уголовного дела. Это непростой процесс. Желаем удачи в борьбе за справедливость!

Источники:

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Возбуждение уголовного дела

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/kak-proishodit-vozbujdenie-ugolovnogo-dela/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.