Вандализм памятников

Содержание

Новые формы вандализма: почему разрушаются исторические памятники?

Вандализм памятников

В Берлине произошел беспрецедентный акт вандализма. Неизвестные злоумышленники повредили по меньшей мере 70 экспонатов, облив маслянистой жидкостью древнеегипетские саркофаги, старинные скульптуры и картины. Подобной масштабной акции в Германии не наблюдалось со времен Второй Мировой войны.

Сразу три известных музея страны подверглись атакам. Пергамский музей, Старая Национальная галерея и Новый музей стали объектами нападок со стороны неизвестных лиц. Никаких точных сообщений о причинах этих происшествий нет. Ни руководство музеев, ни полиция пока не выдвигают определенных версий.

Правда, почему-то выдвигаются какие конспирологические причины. По мнению некоторых аналитиков, Пергамский музей фигурировал в усилившихся во время пандемии коронавируса теориях заговора, а известный пропагандист-конспиролог Аттила Хильдман утверждал, что именно в этом музее сатанисты, управляющие миром, проводят свои нечестивые ритуалы.

Когда идет война, уберечь культурное наследие не так-то просто

Памятники культуры уничтожаются или портятся по разным причинам. Самые жестокие разрушения происходят, естественно, в период военных действий. И это понятно, когда идет война, уберечь культурное наследие не так-то просто.

Взрываются снаряды, из-за бомбардировки городов горят музеи и экспонаты. При захвате чужих территорий обычно агрессоры в первую очередь пытаются вынести все ценное. Потом даже трудно найти следы некоторых особо значимых реликвий.

Знаменитая янтарная комната, бесследно исчезнувшая во время войны из Царского села, так и не найдена. Хотя ее поисками занимались многие исследователи, но кроме версий до сих пор нет никаких фактов о ее месторасположении.

В Первую Карабахскую войну Азербайджан потерял часть своего культурного наследия.

По данным МИД Азербайджана, в регионе Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов, а также семи сел приграничного с Арменией Газахского района и села Керки Нахчывана разрушены и разграблены 738 исторических памятников, 28 музеев с 83 500 экспонатами, четыре картинные галереи, 14 мемориальных комплексов и 1107 учреждений культуры.

Безусловно, часть экспонатов полностью уничтожено в ходе военных действий. Но некоторые реликвии иногда всплывают в аукционах. Похищенная из музея Лачинского района сумка из серебра на аукционе Sotheby”s была продана за 80 тысяч долларов как “творение армянских мастеров”.

Кое-что из памятников удалось вернуть благодаря переговорам. Например, памятники знаменитому певцу Бюль-Бюлю и поэтессе Натаван возвращены азербайджанской стороне. Они находились в Шуше.

Настанет день, когда Русалочка станет “расистской рыбой”

Иногда памятники разрушаются преднамеренно. Например, с приходом к власти талибов в Афганистане были взорваны несколько каменных статуй Будды. Тут причины, казалось бы, понятны – они воспринимаются как некие идолы, которым могут поклонятся люди.

Но культурные ценности страдают не только из-за войны и военных конфликтов. Сегодня в мирной Европе и США наблюдается процесс некоего переосмысления, из-за которого страдают реликвии и памятники.

Например, недавно неизвестные осквернили в Копенгагене статую Русалочки, созданную по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена.

Они написали краской на основании памятника фразу “расистская рыба” (racist fish), а также наклеили несколько стикеров.

Статуя Русалочки, установленная в 1913 году, неоднократно становилась жертвой преступлений, а также объектом различных акций. Так, активисты обливали ее краской, одевали в паранджу и писали на ней политические лозунги.

Это обратная сторона так называемой системы политкорректности, внедряемой в систему образования западных стран.

Если все время корректировать сказки или мифы из соображений сегодняшнего дня, убирать из текстов все то, что не соответствует сегодняшним представлениям, то настанет день, когда Русалочка станет “расистской рыбой”.

Зачастую, живя в системе определенных ценностей, нам кажется, что никаких споров относительно культуры и представлений о культурные ценности быть не может. Но это не совсем так.

Ниязов запретил балет из-за менталитета туркменов

Каждый человек или общность людей оценивают ту или иную реликвию, вид искусства через призму своего восприятия мира. Скажем, что плохого в балете? Ведь, по западным представлениям – это высокое искусство, возвышенное представление.

Возможно, это так и есть, но балета нет во многих мусульманских странах именно по религиозным причинам. По исламу, женщина не может показываться в обнаженном виде перед мужчинами, а правоверные мусульмане совершают грех, наблюдая за балеринами.

Хотя не только женщины, но и мужчины должны быть одеты подобающе, чего трудно соблюдать в балете.

При этом, балет был официально запрещен в Туркменистане по указанию бывшего главы государства Сапармурата Ниязова. Туркменбаши запретил балет не из-за ислама, а потому, что балет противоречил менталитету туркменов.

Ниязов параллельно запретил также оперу, ансамбль народного танца, цирк, нетрадиционную музыку, фонограмму на концертах.

Запрет на оперу и балет был в снят в Туркменистане лишь в 2019 году, через 18 лет в Ашхабаде показали оперу “Паяцы” итальянского композитора Руджеро Леонкавалло.

Нет единого понимая искусства и литературы

Впрочем, сегодня в мире ширится движение, которое требует запретить цирки, как нечто противоречащее правам животным. Защитники прав животных считают, что в цирках наши младшие по разуму братья подвергаются жестокому обращению. Ниязов запрещал цирк по ментальным представлениям, а гуманисты хотят запретить из соображений гуманности.

На Западе Салман Рушди воспринимается как один из лучших поэтов современности, а в Иране в отношении него был вынесен смертный приговор из-за его “Сатанинских стихов”. Западный мир восхищается его работами, а в мусульманских странах его имя вызывает четкое неприятие. Это относится не только к мусульманам.

Например, в Израиле Достоевский или Жозе Сарамага воспринимаются не как выдающиеся писатели, а прежде всего как люди с антисемитскими взглядами. У Достоевского довольно много неприятных высказываний о евреях, и это вызывает у представителей еврейского народа не очень приятные ощущения. А когда умер Сарамага, то в газетах написали “Умер лауреат Нобелевской премии и антисемит”.

Так устроен человек. Все, что находится вне его представлений о мире, считается чем-то неприятным, нехорошим. Нет единого понимая искусства и литературы.

Осквернять памятники стало модно

В мире же ширится новое движение, расценивающее произведения искусства, памятники и другие реликвии с точки зрения соответствия их современным представлениям о жизни.

Для всего мира Христофор Колумб – это человек, открывший миру Америку, а в США люди открыто выступают против празднования “Дня Колумба”, потому что Колумб, как утверждают они, вел себя жестоко по отношению к местному населению.

Кто такой Авраам Линкольн? Президент США, который отменил рабство или тот, кто подписал смертный приговор 38 американским аборигенам? Буквально недавно в американском Портленде повалили статуи 25-го президента США Теодора Рузвельта и 16-го президента Авраама Линкольна. Осквернять памятники стало вроде бы модно.

Афроамериканское население США протестует против существующих порядков с помощью пересмотра истории, тех ценностей, которые не являются, по их мнению, значимыми. Череда осквернений памятников продолжается по всему миру. Памятник Джорджу Вашингтону, статуя бывшего премьер-министра Канады Пьера Эллиота Трюдо также подверглись осквернению.

Движение Blaсk Lives Matter приобретает сторонников по всему миру, но при этом наблюдается совершенно новые формы вандализма. Например, неизвестные летом этого года осквернили памятник чернокожему спортсмену в американском городе Ричмонде. Вандалы при помощи баллончика с краской написали на памятнике лозунг WLM – White Lives Matter.

Что ждет нашу цивилизацию в подобной войне? То же и происходит в обычных военных конфликтах. Жертвами таких акций станут ценные произведения искусства, памятники старины, реликвии.

Чуждые взгляды, чуждое искусство вызывает такой же страх, как боязнь перед орудиями и авиацией, а оценка деятельности политических и общественных деятелей с точки зрения современных условий вообще может стать роковой для любого памятника и скульптуры.

Людям и цивилизациям нужно учиться мирному сосуществованию.

Источник: https://az.sputniknews.ru/columnists/20201027/425289017/Novye-formy-vandalizma-pamyatniki-razrushayut-iz-za-pereosmysleniya-istorii.html

Что стоит за вандализмом?

Вандализм памятников
Астраханское иудейское кладбище. Фото автора

Кладбищенский вандализм, осквернение мест захоронения и памятников воинской славы – не просто модное развлечение глупых подростков.

Современный вандал – это злобная бездарная личность, которая не в силах проявить себя в славных делах и мудрых поступках. Когда такой тип громит могилы беззащитных покойников, то предпочитает могилы героев – это возвышает его в собственных глазах.

Слабый и трусливый, он не связывается с живыми, тем более живыми героями, так как знает – немедленно получит отпор. Невысокий интеллект, малопривлекательная наружность, неспособность любить, патологическая зависть – вот набор его качеств.

Он из тех, кто пишет на стенах грязные ругательства и рисует каракули на свежевыкрашенных стенах.

Он ненавидит всё, что восхищает других. 

Эти люди – питательная среда для разнообразных человеконенавистнических идей – они прирожденные фашисты, садисты и изверги. И судя по многочисленным актам вандализма в Астрахани таких экземпляров у нас немало.

На этой неделе один малец разгромил мемориал, установленный в честь воинов Великой Отечественной войны в сквере Трусовского района, опрокинул и разбил гранитную плиту с именами астраханцев – фронтовиков.

Мальца вычислили быстро. Камеры видеонаблюдения засняли гнусное преступление. Сорвать бы с его учителей педагогические погоны – лишить диплома о педагогическом образовании за то, что не смогли воспитать из мальца человека и гражданина! Но только ли семья и школа виноваты, что на нашей земле произрастают враги общества и мировой цивилизации?

***

Астраханское иудейское кладбище. Фото автора

В мае прошлого года, когда вся страна праздновала День Победы в Великой Отечественной войне, полицейские вышли на центральные улицы Астрахани раздать георгиевские ленты местным жителям и гостям региона.

Как сообщала пресс-служба УМВД, прохожим полицейские «рассказали, что ленты символизируют патриотизм и подвиг солдат, защищавших Родину».

Вручая георгиевские ленты, «стражи порядка призвали носить их в знак памяти о подвиге солдат, павших, спасая мир от фашизма, и о самоотверженности тех, кто своим трудом приближал Победу».

Я умилялся, читая эти сообщения на сайте полиции. Но недолго я умилялся.

Отумилялся, когда узнал, что ни одного полицейского не оказалось на Астраханском Иудейском кладбище, когда накануне Дня Победы неизвестные ломали ограду могилы ветерана Великой Отечественной войны Арона Петровича Харшкевич, кавалера орденов Отечественной войны, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов.

Я подумал, что пропагандистская акция полицейских на центральных улицах – это прекрасно, но всё же одного постового надо было отправить патрулировать Иудейское кладбище на Началовском шоссе, ведь известно, что разного рода сволочь активизируется ко Дню Победы и совершает вылазки на кладбища для погрома захоронений наших ветеранов. Вот что пишет центральная пресса об этом: «В этом году, если верить статистике, больше всего случаев вандализма пришлось на начало мая. Стыдно говорить, но волна погромов прокатилась по нашим погостам именно перед Днем Победы».

О произошедшем на Иудейском кладбище в Астрахани «Астраханская правда» опубликовала очерк «Погром ко Дню Победы»(«Астраханская правда» №28 от 18 июля 2019 г.).

А вот что за этим погромом последовало…  На проверку сообщения о преступлении на Иудейском кладбище отправили майора Сержанова Р.Н. – участкового уполномоченного полиции УМВД России по гор. Астрахани.

Увидев и сфотографировав вырванную из земли, поставленную «на дыбы» в десятке метров от захоронения ветерана могильную ограду, Сержанов подготовил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события и состава преступления.

В своем постановлении указал: «Кладбище является старым, большинство могил на его территории подвержены саморазрушению под влиянием времени и различных факторов природы».

Но так причудливо разрушить захоронение, а именно выломать часть ограды, а саму ограду поставить вертикально, не способны животные, обитающие в Астраханской области.

И стихийные силы природы тоже не способны –  в обозримый период природных катаклизмов в регионе не наблюдалось.

Следует, что надругательство над местом захоронения ветерана, а также его матери (они похоронены в одной могиле) произведено людьми, которых должно привлечь к уголовной ответственности.

Прокуратура Кировского района гор. Астрахани отменила постановление майора Сержанова как необоснованное и незаконное и назначила дополнительную проверку. Но спустя короткий промежуток времени майор снова вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Новое постановление почти ничем не отличалось от прежнего.

Снова и снова прокуратура отменяла постановления участкового, а он аккуратно копировал из старых постановлений, что «каких-либо провокационных надписей и изображений на самой могиле и памятнике не имелось, что свидетельствует об отсутствии признаков вандализма».

Какие признаки вандализма нужны Сержанову?

Неужели дослужившись до майора Сержанов не знает норм Уголовного кодекса? Ведь статья УК РФ Статья 214 «Вандализм» гласит, что вандализм – «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах».

Может быть, Сержанов не считает кладбище общественным местом? Исторический некрополь Астраханское иудейское кладбище (в просторечии Еврейское кладбище), официально основан в 1871 году и с той поры является общественным местом – вход сюда открыт всем. Плохо только, что кроме добропорядочных граждан в последнее время сюда регулярно наведываются и погромщики. Ну чем не общественное место?

Всё в наличие – общественное место, разрушенное руками людей могильное сооружение борца с фашизмом…  Ещё в июне 2019 года Сержанову бы возбудить уголовное дело по статье 244 УК РФ«Надругательство над телами умерших и местами их захоронения».

Статьей этой предусматривается особая ответственность за повреждение «мест захоронения участников борьбы с фашизмом». Но, думаю, что событию на Иудейском кладбище участковый дал неверную правовую оценку и, догадываюсь, что не по незнанию закона.

Ясно ведь, что даже возбудив уголовное дело полиция вряд ли разыщет преступников. Ни свидетелей в таких случаях не находится, ни записей камер видеонаблюдения. Ведь ни одной камеры на иудейском кладбище не имелось.

  А увеличивать процент нераскрытых преступлений кому же охота?

А как же принцип неотвратимости наказания? Ведь безнаказанность рождает новые преступления!

Если бы малец, осквернивший памятник борцов с фашизмом в Трусовском районе, знал, что всех вандалов и неонацистов в его родной Астрахани упорно разыскивают и привлекают к суровой ответственности, то вряд ли бы решился на свой мерзкий поступок.

Если бы он знал, что в Астраханской области в отношении вандалов и осквернителей могил всегда работают статьи Уголовного кодекса, меры по ужесточению которых недавно принял президент Путин, то он призадумался бы наверняка.

 А когда по фактам осквернения могил в стране возбуждено больше полутора тысяч уголовных дел, найдены всего 515 причастных к злодеяниям, приговор вынесен в отношении лишь 148 человек, а к лишению свободы приговорен лишь один, то, о чем тут думать и чего опасаться юному мракобесу?

Но кто же тогда сеет семена антигуманизма в сознание подрастающих вандалов?

Может быть, наблюдая истинное отношение «отцов города» и некоторых полицейских к святым могилам ветеранов Великой Отечественной, эти мерзавцы усваивают неправильную модель поведения? Похоже на то…

Но рано складывать крылья. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на заседании российского комитета «Победа» заявил:

«Министерство обороны подготовило законопроект, который вводит ответственность за уничтожение и осквернение мемориалов Великой Отечественной войны. Меры ответственности касаются участников противоправных актов, а также политиков и чиновников, в том числе иностранных, которые своим действием или бездействием этому способствуют. Принятие такого закона будет способствовать более эффективной борьбе с вандалами и их покровителями».

Астраханская общественность активно борется за сохранение Иудейского кладбища. Под петицией в адрес министра внутренних дел РФ Колокольцева В.А. подписываются астраханцы, требуя всё же возбудить уголовное дело по факту разрушения надмогильного сооружения на могиле ветерана войны Харшкевич А.П.

В 75-ю годовщину Победы над фашизмом вандалы и их покровители потерпят сокрушительное поражение!

____________________________________________

Пишите в комментарии, что вы думаете на этот счёт.

Если вам понравилась статья, то поставьте «нравится» и подпишитесь на канал – это поможет нам становиться лучше!

Аркадий БАЙЧУРИН

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b7e51dd1599c700aa960c25/chto-stoit-za-vandalizmom-5e4a2dc35033cf582d872e72

Мемориальный вандализм

Вандализм памятников

Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»

В любой стране почитание памяти героев, отдавших за нее жизнь,— одна из основ цивилизации. Оно объединяет нацию, делает население народом. А порой и удерживает — когда иных бесспорных «духовных скреп», кроме мемориальной памяти, осталось немного.

Россия — не исключение.

Вот только странное дело: чем чаще и громче звучат у нас с высоких трибун слова о священной обязанности хранить память о героях Великой Отечественной войны, о насущной необходимости защищать нашу коллективную историческую память от посягательств «переписывателей истории» и прочих ревизионистов, чем больше принимается суровых законов и постановлений об уголовном преследовании за покушения на наследие Победы — тем чаще приходят известия о разрушении подлинных, дорогих нескольким поколениям воинских мемориалов Великой Отечественной. Иной раз — из лучших побуждений, с целью пресловутого «благоустройства» к юбилеям, иногда — вследствие поразительного недомыслия или безразличия властей и исполнителей. Особенно дико, конечно, читать такие известия в год 75-летия Победы…

Сам собой возникает вопрос: как одно с другим связано? Есть ли тут некая закономерность? Может ли в самом деле защита исторической памяти вести к ее уничтожению?

Белозерское дело

Александр Петросян, Коммерсантъ

В городе Белозерске Вологодской области в конце сентября 2020 года начато расследование по делу о реконструкции мемориального комплекса в парке Победы, посвященного воинам-белозерцам, павшим на Великой Отечественной войне. Парк Победы в Белозерске был заложен в 1965-м на месте замусоренного пустыря.

На субботники ходили всем городом — взрослые и дети расчищали территорию, сажали деревья, разбивали цветники.

В парке стали появляться мемориальные сооружения: 9 мая 1969-го открыли монумент в виде статуи воина, в 1970-м установили стелу с фамилиями погибших земляков, в 1975-м, к 30-летию Победы, у основания памятника заложили гильзы и урны с землей, привезенной с 53 мест захоронений воинов-белозерцев на фронтах той войны.

И вот летом 2020 года в Белозерске — как обычно, без всякого совета с горожанами и даже без какого-либо извещения — началась реконструкция мемориала.

Местный блогер Анатолий Столяров пишет: «А кто-нибудь видел проект будущего парка? Администрация города даже не соизволила провести по этому поводу общественного обсуждения. Я побывал на месте реконструкции и увидел ужасающую картину.

Уничтожено более десятка молодых зеленых красавиц лиственниц, которые когда-то посадили наши же горожане…»

Пока неизвестные горожанам люди спиливали лиственницы, экскаватор стал разрушать стелу с именами героев войны. В городе начался скандал. Администрация реагировала стандартно-бюрократически: власти заявили, что проводят реконструкцию, стройку обнесли забором и повесили баннер о «благоустройстве мемориального комплекса», с указанием подрядчика — ООО «Гудлен».

Блогер Столяров, надо отдать ему должное, не ограничился возмущенными постами в соцсетях и статьями в местной печати. Для начала он написал обращение в прокуратуру — попросил проверить законность реконструкции мемориала силами фирмы, не имеющей лицензии на работы с объектами культурного наследия.

Прокуратура переслала обращение в мэрию, на которую блогер и жаловался. Оттуда прислали ответ, что все законно, поскольку мемориальный комплекс не относится к охраняемым государством памятникам. Тогда упрямый Столяров сделал запрос в комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области.

Оттуда пришел официальный ответ: мемориал в Белозерске включен в перечень охраняемых объектов еще в мае 2016 года. А стало быть, на нем не могут работать фирмы без специальной лицензии, да еще и без разрешения областного комитета по охране памятников и согласованного им проекта.

Комитет начал административное расследование, которое грозит организаторам и исполнителям реконструкции привлечением как минимум к административной ответственности.

«Но и это еще не все,— продолжает блогер Столяров.— Теперь общественность интересует наличие 53 гильз со священной землей с могил наших воинов. Похоже, ни подрядчик, ни администрация города не знали об их существовании… Бытует мнение, что эти гильзы вместе с другим мусором были свалены в пруд на улице Луначарского».

Скорее всего, конечно, заказчики и подрядчики скандальной реконструкции отделаются административными штрафами по суду — за нарушение законов об охране памятников более суровых наказаний отечественная Фемида старается не применять. Разве что белозерская общественность попытается пустить в ход законы и указы о защите исторической памяти и воинских мемориалов…

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4510196

Атака на скульптуры. 7 возмутительных историй вандализма в Петербурге

Вандализм памятников
алла мехонцева

Не успели музеи Санкт-Петербурга и окрестностей открыться после затяжного карантина, как уже пострадали от атак вандалов. В Царском селе ребенок уронил скульптуру умирающего гиганта XVIII века.

Бюст получил серьезные повреждения, трещины зафиксировали и у рядом находящейся колонны. Родители уверяют, что все произошло случайно, а сотрудники удивляются, как можно так легко «смахнуть» 150 кг. Ущерб взрослые, конечно, возместят, но это не успокаивает.

К сожалению, в культурной столице памятники регулярно страдают от атак вандалов. Вспоминаем самые вопиющие случаи.

Официальная группа ГМЗ «Царское Село»

Позвольте, ваши пальчики

В Екатерининском парке ребенок повредил скульптуру умирающего гиганта

Сразу через пару дней после открытия для посетителей Нижнего парка в Петергофе неизвестные повредили скульптуру, украшающую Сад Венеры у дворца «Марли» в Западной части.

9 июля 2020 в процессе планового осмотра хранители обнаружили, что на левой руке мраморной статуи «Венера Медицейская» не хватает пальцев. Некий злоумышленник отломил сразу три перста. Позже специалисты обнаружили один из них на земле возле пьедестала.

Местонахождение остальных до сих пор неизвестно.

Вандалы отломали сразу три пальцы у Венеры. Википедия / Yair Haklai / CC BY-SA 3.0

При этом для возвращения памятнику экспозиционного вида музею-заповеднику предстоит провести сложные, требующие как финансовых затрат, так и времени, реставрационные мероприятия.

Шашлык на коне

В 2018 году компания молодых людей решила превратить знаменитого «Медного всадника» в шашлычную.

Несколько парней и девушек ночью взобрались на бронзовый монумент Петра Великого, прихватив с собой грязный железный мангал. Компания позировала на коне, принимая невообразимые позы.

Разжечь угли и приступить к жарке мяса не успели – случайные прохожие вызвали полицию. Только тогда вандалы спустились на землю.

Легендарный «Медный всадник» приковывает взоры как туристов, так и хулиганов. Ксении Якубовской

Выходку устроили вполне взрослые люди – одному из участников действа было 32 года. Объяснить свой поступок хулиганы не смогли. Отделались легко – в отношении них были составлены протоколы и выписаны штрафы в 500 рублей.

Кстати, один из главных символов Петербурга страдает и от граффитистов. Некоторым творцам очень хочется оставить свои каракули на постаменте и самой скульптуре.

Плачь, русалка!

Барельефы русалок на Садовой уже давно облюбовали вандалы. С завидной регулярностью головы прекрасных дев бьют, обливают разными жидкостями и разрисовывают. Некоторые перфомансы, очевидно, должны нести в себе некий смысл: русалкам то заклеивают рты, то рисуют слезы, то красят губы черной краской. Но все эти действия больше похожи на вандализм, нежели на современное искусство.

Анонимные «художники» с регулярно уродуют русалок. Александра Дроздова

Местные жители уже много лет пытаются защитить столетние барельефы. Пока безуспешно: как только головы очищают и девы начинают улыбаться, вандалы вновь зарисовывают им лица.

Шпага Кутузова

23-летний любитель селфи из Всеволожска решил, что лучше фото с Кутузовым, может быть только шпага великого полководца. Парень в мае 2016 года отломил кусок от памятника на Казанской площади, но не расстроился, а даже хвастался добычей перед друзьями, демонстрируя 30-сантиметровый фрагмент шпаги.

Памятник однажды лишился шпаги из-за любителя селфи. Википедия / user:Errabee / CC BY-SA 3.0

Поступок вандала попал на камеры видеонаблюдения. Оказалось, что любитель селфи с помощью друзей пытался взобраться на постамент, чтобы сделать снимок с полководцем.

Затем повис на шпаге Кутузова и отломил от нее кусок. С дикими воплями вандал махал шпагой, показывая ее проходящим мимо людям. Через несколько дней парня забрала полиция.

Перед стражами порядка пыл вандала поутих, и он раскаялся в содеянном.

Кстати, памятник полководцу был установлен в Петербурге еще в 1837 году.

Обчистить грифонов

Петербург страдает не только от вандалов, которые в своем стремлении сделать фото заходят слишком далеко. Но и от воришек, пытающихся прикарманить все, что только возможно. Так произошло с Банковским мостом и его грифонами.

Не успели его открыть после масштабной и дорогой реставрации, как за пару месяцев отсюда счистили всю позолоту.

С крыльев мифических птиц золотую пыль стерли туристы, загадывающие желание, а с декоративных шариков – те, кто надеялся продать позолоту.

Золотые крылья грифонов не дают покоя многим гражданам. Википедия / User:MatthiasKabel / CC BY-SA 3.0

Мост с грифонами, был построен больше двух веков назад. С того времени существует городская легенда, согласно которой, хищные птицы приносят богатство и удачу. Однако, сколько легенде лет, столько мост и страдает.

С него всегда стирали позолоту (хотя продать эту золотую пыль нельзя), а в конце XIX века даже украли металлическую решетку. В этом году произошел совсем вопиющий случай – грифоны оказались испачканы масляной краской и расцарапаны.

Краску очистили, но избавиться от глубоких царапин невозможно.

Взорвать Ильича

В 2009 году статуя вождя мирового пролетариата у Финляндского вокзала пострадал из-за мощнейшего взрыва. Некто принес устройство, которое сработало рано утром 1 апреля. «Шутка» получилась опасной: взрывная волна повредила восемь фонарей, а на спине у бронзового Ленина оставила дыру. Чудом никто из людей не пострадал.

Памятник Ленину оказался под атакой целенаправленно. Википедия / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0

Памятник восстановили, потратив на это почти 6 млн рублей. Информации о вандалах так и не появилось. Кстати, этот десятиметровый монумент был одним из первых, посвященных Ильичу. Он изображает выступление Ленина на броневике в далеком 1917 году.

Укротители коней

Сколько раз хулиганы взбирались на несчастных коней Клодта на Аничковом мосту не посчитать. Делают это как совсем молодые ребята, так и вполне взрослые мужчины. На первый взгляд безобидное селфи на достопримечательности дорого обходится вековым скульптурам. От человеческих рук и ботинок они портятся и с нетерпением ждут реставрации.

Ежегодно вандалы залезают на одного из коней Клодта на Аничковом мосту. Pixabay / Mayya666

Например, в прошлом году две девушки забрались на скульптуру, чтобы лучше рассмотреть салют. А в мае этого года вандалы решили выпить пива на 150-летнем коне. В итоге у одной из скульптуры порвался повод. Реставрационные работы специалисты оценили примерно в 100 тысяч рублей.

#вандализм #скульптура #музеи #памятники #хулиганство

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/gorod/ataka-na-skulptury-7-vozmutitelnykh-istoriy-vandalizma-v-peterburge/

Самые громкие акты вандализма в истории искусства, которые потрясли мир

Вандализм памятников

В 455 году н.э. племена вандалов захватили Рим и уничтожили многие произведения античного искусства. После этого случая в наш обиход вошло слово “вандализм”. Сейчас вандализм – преступление, которое карается во многих странах. Но это не останавливает арт-хулиганов в своем стремлении испортить предмет искусства и архитектуры. Герои нашей статьи – тому доказательство.

Мы в AdMe.ru решили вспомнить самые громкие акты вандализма в мире искусства.

Прихожанка Сесилия Хименес получила у настоятеля храма Милосердия разрешение на реставрацию фрески Ecce Homo (“Се человек”). Два года упорной работы – и миру явилось это. Получившееся изображение стало напоминать нечто похожее на мохнатую обезьянку.

Пока одни называют итог реставрации актом вандализма, другие защищают творение Сесилии и говорят, что фреска гораздо ценнее и интереснее оригинала. Кстати, узнав про популярность этого шедевра в интернете, церковь стала проводить к нему экскурсии за символическую плату.

© wikimedia, © pixabay, © Моя планета

Начиная с 1960-х годов памятник Русалочке был подвергнут вандализму более десяти раз. Ее взрывали, обливали краской, отпиливали руки и голову, на ней рисовали нижнее белье и пытались одеть. Но каждый раз статуе возвращали первозданный вид. Власти Копенгагена планируют перенести Русалочку подальше в гавань, чтобы избежать новых актов вандализма.

Последний громкий акт вандализма произошел совсем недавно. Посетитель Третьяковской галереи ворвался в зал Репина, схватил стойку ограждения и нанес несколько ударов по картине. Толстое стекло, защищавшее полотно, было разбито, холст прорван в трех местах, пострадала рама.

В 1913 году картина уже подвергалась нападению. Иконописец Абрам Балашов, частый посетитель Третьяковки, сделал на картине три продольных надреза. Царевич полностью лишился правого глаза, А Иван Грозный – правого уха. Порезы оказались настолько сильными, что Илья Репин практически полностью перерисовывал лица на картине.

© wikipedia, © Покушение на Данаю / russia.tv

История картины “Даная” настолько удивительна, что стала вдохновением для нескольких книг и фильмов. Первой женой Рембрандта стала молодая девушка Саския. Именно с нее он рисовал знаменитую Данаю. Но вскоре Саския умирает, а новая спутница художника Гертье Дикс не смогла смириться с портретом покойной возлюбленной и заставила художника изменить лицо Данаи.

В1985 году в Эрмитаже житель Литвы Бронюс Майгис плеснул на картину серную кислоту, а потом порезал. Сначала он объяснил свои действия политическими убеждениями, потом актом женоненавистничества, а после врачи поставили ему диагноз “вялотекущая шизофрения”.

Казалось бы, “Даная” утеряна навсегда, картину просто не восстановить: краски в середине холста стеклись в одно большое бурое пятно. Спустя 12 лет картину все же удалось восстановить. Теперь каждый посетитель Эрмитажа может полюбоваться полотном в зале голландской и фламандской школ. Чтобы подобное не повторилось, “Даная” защищена стеклом.

Еще одна картина Рембрандта с интересной и печальной судьбой. Сначала часть картины отрезали (чтобы она поместилась на стене в зале), потом ее похитили нацисты, а после она несколько раз подвергалась нападкам вандалов.

Самый громкий случай произошел в 1975 году. Безработный учитель Вильгельм фон Райк ударил картину ножом, утверждая, что так ему велел голос свыше. Через год Райк покончил с собой. В 1990 году картину облили серной кислотой.

К счастью, она не пострадала.

“Мона Лиза” – самая охраняемая картина в мире. Посмотреть на нее можно лишь с дальнего расстояния. Но так было не всегда.

В 1911 году картину похитил работник Лувра Винченцо Перуджей. О цели похищения не известно до сих пор. Возможно, он хотел, чтобы шедевр вернулся на родину в Италию.

В 1956 году посетитель плеснул в картину кислотой, а в декабре того же года в картину был брошен камень. После чего “Джоконду” оградили от посетителей пуленепробиваемым стеклом.

Но и это не останавливает арт-хулиганов! В 2009 году россиянка кинула в картину фарфоровую чашку, купленную в Лувре. Мотив – ей не дали французского гражданства.

© wikipedia, © saatchigallery

Причиной создания картины Пикассо стала бомбардировка города Герники во время гражданской войны в Испании. На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб, около двух тысяч жителей оказались под завалами, Герника горела несколько суток и была уничтожена.

В 1974 году молодой художник Тони Шафрази плеснул на картину красную краску и написал KILL LIES ALL. С помощью картины Тони хотел привлечь внимание общественности к ужасам гражданской войны и массовому убийству мирных граждан в Сонгми.
© wikipedia, © Александр Бренер “Пистолет” / hylaea

Политический активист и художник Александр Бренер стал известен миру после того, как в 1997 году нарисовал зеленой краской знак доллара на картине Малевича “Супрематизм”. Пока никого не было в зале, Александр достал баллончик с краской, разрисовал картину, подозвал охранника и продемонстрировал свою работу. За свое творчество художник получил пять месяцев тюремного заключения.

На создание этой картины Диего Веласкеса вдохновила живопись эпохи Возрождения. Это единственное сохранившееся изображение обнаженного женского тела кисти Веласкеса. И именно оно стало жертвой борьбы женщин за свои права.

В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон изрезала картину ножом для мяса. Ее действия были вызваны арестом подруги Эммелин Панкхерст. Мэри приговорили к шести месяцам заключения.

В своем интервью Ричардсон пояснила: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против правительства за уничтожение госпожи Панкхерст, которая является самым красивым персонажем в современной истории”.

© guggenheim.org, © Моя планета

А еще вандализм бывает из-за любви. В 2007 году Ринди Сэм поцеловала картину «Федра» американского художника-абстракциониста Сая Твомбли и оставила на ней след от красной суперстойкой помады. Чтобы удалить с холста столь неожиданный любовный порыв, реставраторы испробовали более 30 способов и химических средств. Но ни одно из них не смогло удалить помаду.

Когда на суде спросили Ринди о мотивах этого поступка, она ответила, что поцеловала картину просто потому, что та ей очень понравилась. Но таких позывов не одобрил ни суд, ни сам художник. Женщину оштрафовали на 1501 евро.

Иногда вандализм бывает случайным. Например, в 2006 году неуклюжий посетитель Музея Фицуильяма наступил на развязавшийся шнурок ботинка, упал и разбил сервиз из трех китайских ваз династии Цин. А в 2015 году в Тайване на выставке искусства эпохи Возрождения подросток споткнулся, потерял равновесие, взмахнул рукой и пробил дырку в картине Паоло Порпоры «Цветы».

Ну кто не знает историю о том, что Большому сфинксу отбили нос пушечным ядром войска Наполеона? Но рисунки датского путешественника Нордена, сделанные задолго до наполеоновских войск, говорят о том, что сфинкс уже был без носа к приходу Наполеона в Египет. Ученые утверждают, что нос и ритуальную бороду сфинкс потерял из-за погодных условий.

Какой случай вандализма потряс вас больше всего?

Фото на превью wikimedia, wikimedia

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/samye-gromkie-akty-vandalizma-v-istorii-iskusstva-kotorye-potryasli-mir-1799615/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.