Виды банковских нарушений

Виды нарушений банками законодательства о налогах и сборах

Виды банковских нарушений

Размеры установленных санкций за нарушение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (ст. 132—136 НК РФ)
Виды налоговых правонарушений

1.Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем

2. Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора

3.

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций но счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд)

4. Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени

5. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа.

6. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок при отсутствии признаков правонарушения.

7. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок.

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

71. Понятие, классификация, подведомственность и подсудность
налоговых споров.

Подведомственность представляет собой относимость нуждающегося в государственно-властном разрешении спора к ведению того или иного юрисдикционного органа. Это свойство спора, в силу которого он подлежит разрешению определенным юрисдикционным органом.

В соответствии со ст. 137 НК РФ, каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать:

· акты налоговых органов ненормативного характера;

· действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Кроме того, могут быть обжалованы также и нормативные правовые акты налоговых органов.

Подведомственность налоговых споров определяется в ст. 138 НК РФ.

В частности в ней предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Судебное же обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Подсудность налоговых споров определяется в соответствующих статьях гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции: 1) дела о выдаче судебного приказа;

5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.

Источник: https://studopedia.ru/6_166552_vidi-narusheniy-bankami-zakonodatelstva-o-nalogah-i-sborah.html

Незаконная банковская деятельность: виды, признаки и ответственность

Виды банковских нарушений

Стремление к незаконному обогащению приводит некоторых граждан к нарушению действующих законодательных актов. Примером таких нарушений служит незаконная банковская деятельность ст.

172 УК РФ, то есть ведение финансовых и кредитных операций без наличия регистрации в государственных органах и получения лицензионного свидетельства и в конечном результате – недополучение налоговых поступлений в госбюджет.

Такие противоправные деяния наносят ущерб интересам государства, субъектам с правом юридического лица и гражданам, которые могут потерять большую часть своих финансовых активов. Не меньший финансовый и моральный ущерб наносится и интересам государства, так как создаются возможности для различного вида мошеннических и преступных деяний, подрывающих доверие граждан к банковской системе.

Виды деятельности

В сферу деятельности финансовых учреждений входит:

  • размещение финансовых активов физлиц и субъектов с правом юридического лица от имени банка или от их собственного имени;
  • привлечение финансовых активов физлиц и субъектов с правом юрлица и хранение их в виде вкладов;
  • проведение финансовых операций по поручению физлиц, ИП и субъектов с правом юрлица;
  • открытие расчетных счетов физлиц и ведение счетов в последующем;
  • кассовое обслуживание физлиц и субъектов с правом юрлица, включая операции с валютами различных стран;
  • сбор и перевозка ценных бумаг и денежных активов;
  • выдача заинтересованным физлицам и субъектам с правом юрлица банковских гарантий;
  • банковские переводы без открытия расчетного счета и т.д.

Незаконные виды деятельности банковских и кредитных организаций

Незаконная банковская деятельность ст.172 может совершаться гражданином старше 16-летнего возраста, который является субъектом преступных деяний. Объектом служат денежные наличные или безналичные активы, драгоценности и драгметаллы. К незаконным видам банковской деятельности относят ниже указанные:

  1. Ведение финансовых операций без регистрационного удостоверения. Любой вид предпринимательства должен осуществляться только при наличии регистрации в госорганах, имеющих необходимую юрисдикцию. Регистрация производится в налоговых структурах РФ и на ее основании выдается госсвидетельство установленного образца. Проведение банковских операций любого вида незарегистрированными структурами относится к категории противоправных действий и карается по закону в соответствии с масштабами нарушений и обстоятельствами преступления.
  2. Проведение без лицензии финансовых транзакций и кредитных операций. Все виды выдаваемых лицензий на осуществление финансовых и кредитных операций контролирует отечественный Центробанк. В лицензии указывается перечень разрешенных финансовых и кредитных операций. При обнаружении нарушений положений лицензии, она изымается у владельца, несмотря на то, что является бессрочным документом.
  3. Проведение финансовых операций при наличии лицензионного свидетельства, но с нарушением перечисленных в нем видов деятельности.

Любой из перечисленных незаконных видов деятельности в соответствии со статьей 169 Уголовного Кодекса России считается преступным деянием, если ущерб превышает 250 тысяч рублей.

Одной из особенностей банковской деятельности считается то, что ее регистрация всегда заканчивается получением лицензии, то есть нарушение правовых норм, касающихся одно вида, автоматически ведет к нарушению другого.

Также незаконной банковской деятельностью ст.172 считается ситуация, когда банк, прикрываясь лицензионным свидетельством, проводит операции, не имея на то права.

Признаки противоправной финансовой деятельности

Основными признаками незаконной банковской деятельности ст.172 УК РФ считаются:

  • причинение ущерба государственным интересам, субъектам с правом юрлица и физических лиц;
  • ведение противоправной деятельности, несущей опасность для государственных интересов, субъектов с правом юрлица и физических лиц;
  • ведение противоправной деятельности по предварительному сговору группы лиц;
  • приобретение крупной финансовой выгоды от проведения финансовых и кредитных операций на нелегальной основе.

При квалификации противоправных действий во внимание принимается лишь реальный ущерб, нанесенный государственным интересам, субъектам с правом юридического лица и физлицам. Данной статьей не рассматривается ущерб здоровью конкретного лица, например, инсульт у гражданина, причиной которого стали незаконные банковские деяния.

Условия и причины, стимулирующие противоправную финансовую деятельность

Как показывает юридическая практика факторы, провоцирующие незаконную банковскую деятельность, бывают различными.

1. Правовыми

  • недостаточно проработанные законодательные нормы и правила в области регулирования финансовой деятельности;
  • не в полной мере эффективные карательные меры за неисполнение правил финансовой дисциплины;
  • малоэффективное управление работой обанкротившихся финансовых учреждений или близких к банкротству.

2. Экономическими

  • неоправданно высокая стоимость предлагаемых банком услуг;
  • недостаточный объем услуг.

3. Политическими

  • недостаточно строгая политика государственных надзорных и контролирующих структур в отношении банковских услуг;
  • недостаточный контроль надзорных госорганов за нелегальной деятельностью отечественных банковских структур;
  • недостаточно строгий контроль деятельности банковских структур со стороны Центробанка РФ;
  • недостаточный уровень поддержки банковских и кредитных организаций со стороны государства.

4. Информационно-психологические

  • низкое качество, информативность и активность рекламирования банковских услуг;
  • неспособность граждан отличать надежные банки от недобросовестных.

5. Организационные

  • недостаточность внутреннего контроля служащих банка;
  • недостаточность контроля Центробанком РФ работы банковских учреждений;
  • недостаточное взаимодействие между Центробанком, Минюстом, Счетной палатой и правоохранительными органами;
  • неэффективность системного мониторинга, прогнозирования, оценивания и методики борьбы с противоправной финансовой деятельностью;
  • недостаточный контроль выдачи лицензионных свидетельств банковским учреждениям.

Уголовная ответственность

172 статья за незаконную банковскую деятельность без регистрационного удостоверения и лицензионного свидетельства в части 1 предусматривает следующие уголовные наказания:

  • взыскание штрафа в пределах 100 000–300 000 руб. или в размере общей суммы зарплаты за 1–2 года нахождения на должности;
  • наказание трудом в принудительном порядке;
  • ограничение свободы на 4-х летний срок и штрафные санкции до 80 000 руб. или штрафные санкции в размере все1 полученной зарплаты за 6 мес. нахождения на должности.

Эти наказания могут накладывать за незаконную деятельность в работе кредитного общества:

  • не имеющего госрегистрации;
  • которому отказано в госрегистрации;
  • после его ликвидации и указании данного факта в Госреестре РФ.

172 статья за незаконную банковскую деятельность в ч. 2 предусматривает наказания за получение прибыли от незаконных финансовых операций от 1 млн. рублей и более или совершенные в результате сговора группы заинтересованных лиц:

  • принудительные работы на 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет и взыскание штрафа в размере общей суммы зарплаты за 5 месяцев нахождения на должности.

Административная ответственность

Согласно Кодексу РФ об административных нарушениях, за незаконные финансовые операции могут налагаться:

  • штраф до 30 000 руб. за нарушение правил работы, установленных Центробанком РФ;
  • штраф до 50 000 руб. за нарушение законодательной нормативно-правовой базы, регулирующей работу банков и кредитных организаций;
  • штраф до 50 000 руб. за действия, наносящие ущерб кредиторам и вкладчикам банков и кредитных учреждений.

В процессе расследования незаконных финансовых операций устанавливается связь между размером незаконно полученной прибыли, размером ущерба и уровнем нелегальности финансовых операций. Ответственность за незаконную банковскую деятельность ст.172 наступает только при сборе доказательной базы наличия такой следственно-причинной связи.

Если стало известно о совершении незаконных финансовых операций, наносящих ущерб интересам граждан, субъектам предпринимательства и государства, необходимо сообщить об этом в прокуратуру и правоохранительные органы.

Если пострадали ваши интересы, то профессиональный адвокат сможет помочь разобраться с такой ситуацией, составить заявление в органы правопорядка и наметить план дальнейших действий по возмещению полученного ущерба.

Услуги адвоката по защите при незаконной банковской деятельности ст 172 УК РФ
Незаконная банковская деятельность ст. 172

Источник: https://sstumanov.ru/nezakonnaya-bankovskaya-deyatelnost-vidy-priznaki-i-otvetstvennost/

Основные виды преступных посягательств в сфере банковского кредитования

Виды банковских нарушений

Банки являются структурными элементами банковской системы России, которая включает в себя: Центральный банк Российской Федерации (Банк России); кредитные организации; филиалы и представительства иностранных банков. В настоящее время в РФ насчитывается около 900 кредитных учреждений, имеющих лицензии Центрального Банка Российской Федерации на выполнение банковских операций по обслуживанию физических и юридических лиц.

Коммерческие банки – необходимый элемент рыночной системы хозяйствования.

Привлекая денежные ресурсы и кредитуя клиентов на коммерческой основе, банки оказывают существенное влияние на экономику страны, поэтому развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не отражаться на экономике.

Нормальное функционирование сферы банковского сектора экономики зависит от сложного комплекса факторов, в том числе, связанных с социальными, экономическими, политическими условиями, правовым и законодательным регулированием банковской деятельностью.

За последние несколько лет (5-7 лет) прослеживается тенденция к сокращению количества кредитных учреждений и укрупнению (слиянию) действующих банков. Причинами такой ситуации в банковский сфере являются не только не эффективный управленческий менеджмент, недостатки в контроле и  надзоре  за банковской деятельностью, но и криминализация данного сектора экономики.

Наиболее характерными преступлениями, совершаемыми клиентами кредитно-банковских организаций являются преступления, связанные с выдачей и получением кредитов, поскольку кредитование является одной из наиболее массовых и одновременно уязвимых в криминологическом отношении банковских операций. Преступлениями, посягающими на интересы банка при осуществлении ссудных операций, являются: мошенничество, незаконное получение кредита. Рассмотрим подробнее основные способы и приемы совершения данных преступлений.

Мошенничество. Статья 159 Уголовного Кодекса (УК) РФ определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Мошенническое получение кредита основывается на представлении ложных сведений, заемщик при оформлении кредита уже предполагает не возвращать его, и имеет умысел на завладение имуществом или приобретение права на него в момент осуществления действий, повлекших передачу этого имущества.

Можно выделить несколько видов преступных посягательств сопряженных с мошенничеством при кредитовании в банковской сфере:

1) Хищений денежных средств банка путем оформления кредитов на подставных и несуществующих лиц.

Например, кредитные работники банков, в обязанности которых входит консультирование граждан по вопросам кредитования, оформление и сопровождение кредитных досье, имея доступ к базам паспортных данных граждан, оформляют кредит  на имя постороннего лица на получение потребительского кредита на приобретение товаров. Для маскировки своих преступных действий после рассмотрения заявки и ксерокопирования документов потенциального заемщика в предоставлении кредита ему отказывается. Затем на основании представленных гражданином документов и без его личного участия составлялся договор. На основании заключенного кредитного договора банк перечисляет на счет магазина деньги за товар (например, бытовую технику). Сообщники получают товар и перепродают его. Часть вырученных денег идет на первоначальный взнос по заключенному кредитному договору, а оставшаяся часть расходуется на личные нужды преступников.

2) Введение в заблуждение потенциальными ссудозаемщиками банковских служащих путем:

  • использования специально созданных для хищения кредитных средств фиктивных предприятий, фирм-однодневок (учредители и руководители такого предприятия присваивают полученный кредит и скрываются от кредиторов, фирма «исчезает»).

Наиболее распространенными способами создания таких предприятий являются: создание предприятия лицами, не намеревающимися заниматься хозяйственной деятельностью, регистрация таких предприятий на фиктивные адреса, по утраченным либо похищенным паспортам граждан.

  • фальсификации документов, служащих обеспечением возврата кредитов, вследствие чего кредитное учреждение вводится в заблуждение относительно возможностей и перспектив возврата полученных средств и качества обеспечения кредита.

Под фальсификацией понимается подделка документов, служащих гарантией и обеспечением возврата по кредиту.

Типичными примерами подобных действий являются следующие: представление в качестве залога неполноценного имущества, действительная стоимость которого не соответствует заявленной; предоставление в качестве залога имущества, не находящегося в собственности получателя кредита; предоставление в качестве залога имущества, на которое не может быть обращено взыскание; неоднократный залог одного и того же имущества.

  •  введение в заблуждение банка о финансовом состоянии и платежеспособности заемщика.

Создание видимости финансовой состоятельности предприятия происходит путем представления банку: недостоверной бухгалтерской и налоговой отчетности,  бизнес-планов и технико-экономического обоснования предстоящих инвестиций за счет кредитных средств; оформление подложных документов в обоснование  цели испрашиваемого кредита (например, представление договоров о якобы заключенных сделках); подложных документов на право получения кредита на льготных условиях, по заниженной процентной ставке.

Незаконное получение кредита.

Действующим законодательством установлена уголовная ответственность за незаконное получение кредита – статья 176 УК РФ. Применительно к банку данным понятием охватывается четыре вида преступлений:

1) получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита путем представления банку заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, если это деяние причинило крупный ущерб;

2) получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации льготных условий кредитования путем представления банку заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, если это деяние причинило крупный ущерб;

3) незаконное получение государственного целевого кредита, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству;

4) использование государственного целевого кредита не по прямому назначению, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Зачастую руководители организаций, получающих кредиты, имеют коррупционные связи с руководителями банковских учреждений.

Основной причиной необоснованного предоставления кредитов и их расходования не по назначению является отсутствие при заключении договоров кредитования контроля и необходимости проверок со стороны коммерческих банков подлинности и достоверности документов заемщика, его платежеспособности, квалифицированных проводок, экономического обоснования кредитных проектов, а также дальнейшего использования полученных кредитов в соответствии с деятельностью, объявленной в Уставе заемщика.

Преступления, совершенные в банковской сфере при выдаче кредитов, неразрывно связаны с нарушениями, совершаемыми самими банковскими служащими и связаны с несоблюдением экономических нормативов, требований обеспечения возвратности кредита и других условий, в частности предоставление преимуществ при выдаче кредита; установление льготных процентных ставок либо освобождение от взимания процентов; согласие банка не проводить должной проработки всех сторон финансово-хозяйственной деятельности кредитуемого предприятия в целях установления источников погашения задолженности; предоставление кредита без определения конкретной цели либо с превышением предельно допустимых размеров для одного заемщика.

Общественная опасность преступлений, совершенных в сфере кредитования, заключается в том, что приводит к очень тяжким последствиям как для самих банков (т.е. отзыв лицензии, банкротство и т.п.), так и для экономики страны в целом. К негативным последствиям можно отнести как банкротство заемщика, в т.ч.

и преднамеренное, так и отмывание денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем. Опасность банкротства и незаконного вывода безналичных денежных средств юридических лиц в теневой наличный оборот очевидна – данные процессы ведут к нестабильности в экономике, а в худшем случаи к кризису.

 УЭБиПК УМВД России по Липецкой области

Источник: https://48.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1894789

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.