Виды наказания лишение права занимать определенные должности

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Виды наказания лишение права занимать определенные должности

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).

Статья 47. «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

1.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
2.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.
3.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее – УИК РФ). Статьи 33-38. 

Статья 33. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 

1.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.
2.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.
3.

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.
4. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.
5. Утратила силу.

Статья 34. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные 

1.

Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный.
2.

Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана:
а) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора;
б) представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;
в) в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;
г) в случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься. 

Статья 35. Обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью

1.

Требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
2.

Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Статья 36. Исчисление срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.
2. При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.
3. В случаях, указанных в части второй настоящей статьи, требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются также на все время отбывания осужденным указанных основных видов наказаний.

Статья 37. Обязанности осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, а также об изменении места жительства.

Статья 38. Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Представители власти, государственные служащие, муниципальные служащие, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Источник: https://18.fsin.gov.ru/uii/zzd.php

О лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью

Виды наказания лишение права занимать определенные должности

Существующая российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает на сегодняшний день 12 отдельных видов наказаний. В их числе – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности.

Суть данной меры состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Из содержания описанной дефиниции усматривается 2 подвида наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенным видом деятельности.

На отмеченную особенность наказания обращали внимание и продолжают ее подмечать многие ученые.

Лишение права занимать определенные должности – первый подвид анализируемого вида наказания – применяется исключительно к виновным, занимающим должности на государственной службе, в органах местного самоуправления. Такая формулировка законодательной дефиниции, закрепленная в ст.

47 УК РФ, по нашему мнению, противоречива и не согласуется как с иными нормами Уголовного кодекса России, так и с нормами других законодательных актов. В частности, с определением, зафиксированным в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

В нем сказано, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Обращаясь к иным источникам права, можно констатировать, что государственная служба – это не государственный орган, а муниципальная служба – это не орган местного самоуправления.

Подтверждением подлинности сделанных выводов, являются в частности, положения некоторых законов. Так, ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» формулирует понятие государственной службы.

Это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ст.

2 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Кроме того, на не состоятельность дефиниции лишения права занимать определенные должности указывает то обстоятельство, что данный подвид наказания может применяться только к государственным и муниципальным служащим.

Так, государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и примечаниям 2 и 3 к ст.

285 УК РФ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации – государственными служащими не являются, а потому на государственной службе не состоят. Аналогично обстоит дело с выборными должностными лицами местного самоуправления, которые не являются муниципальными служащими. Тем не менее, лишение права занимать определенные должности в качестве дополнительного вида наказания предусмотрено в некоторых квалифицированных составах должностных преступлений, предусматривающих уголовную ответственность лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления (ч. 2 ст.237, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 287, ч. 3 ст. 290, ч. 2 ст. 354 УК РФ).

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте “Независимый советник“.

Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.

Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача – делиться с вами только полезной информацией.

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.

Мои контакты

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/o-lishenii-prava-zanimat-opredelennuiu-doljnost-ili-zanimatsia-opredelennoi-deiatelnostiu-5f4201ca94780322111c8f88

41.Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Виды наказания лишение права занимать определенные должности

41.     Штраф и  лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 46. Штраф

 1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки.

Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

3.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.

4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

5. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы. Указанное положение не распространяется на осужденных к наказанию в виде штрафа за преступления, предусмотренные статьями 204, 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса.

По содержанию штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного. Он может быть как основным, так и дополнительным видом наказания.

В качестве основного наказания штраф назначается в случаях, когда:

– он указан в санкции статьи Особенной части;

– он назначается в качестве более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе;

– он применяется в порядке замены не отбытой части наказания более мягким;

– имеет место вердикт присяжных о снисхождении.

Как дополнительный вид наказания штраф может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Штраф устанавливается:

– за совершение преступлений небольшой или средней тяжести в размере от двух тысяч пятисот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до трех лет;

– за совершение тяжких или особо тяжких преступлений в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет.

При определении размера штрафа учитывается тяжесть совершенного преступления и имущественное положение осужденного и его семьи, а также возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет.

Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу либо первую часть штрафа в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу или не уплачивающий оставшиеся части штрафа ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца (ст. 32 УИК РФ).

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Особенности назначения штрафа несовершеннолетним:

– штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых;

– штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия;

– штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

 1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной частинастоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной частинастоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

– в случаях, когда оно является основным видом наказания, назначается на срок от одного года до пяти лет;

– в случаях, когда оно является дополнительным, – на срок от шести месяцев до трех лет.

Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента:

– вступления приговора суда в законную силу, если оно назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью;

– отбытия таких основных видов наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется на все время отбывания названных основных видов наказаний.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33 УИК рФ). Администрация учреждения, где отбывает основной вид наказания лицо, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/41-%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%84-%D0%B8-%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E/

Лишение права занимать определенные должности

Виды наказания лишение права занимать определенные должности

Часто уголовные преступления сопряжены с профессиональной деятельностью гражданина.

Виновное лицо совершает те или иные деяния, пользуясь своим служебным положением, или действует с явным нарушением своих должностных инструкций и трудовых обязанностей. При этом причинами такого поведения служат корыстные мотивы и потенциальные крупные финансовые выгоды.

В таких ситуациях судом по отношению к виновному лицу может назначаться лишение права занимать определенные должности (ст. 47 УК РФ).

По каким статьям предусмотрен данный вид ответственности, и на какой срок может быть наложено ограничение?

Что представляет собой ограничительная мера?

Ст. 47 УК РФ регулирует не только лишение права занимать определенные должности, но и лишение права заниматься определенными видами деятельности.

Лишение права занимать определенные должности как вид наказания представляет собой запрещение на занятие должностей на государственной службе, в органах местного самоуправления, на занятие определенной профессиональной или иной деятельностью.

То есть, эта норма относится не только к чиновникам, которые берут взятки или как-либо иначе нарушают закон. Она распространяется и на обычных работающих людей: врачей, учителей, управленцев, при условии, что их действия подпадают под нормы УК РФ.

Лишение физического лица права занимать руководящие должности в организации может иметь место быть, когда злоупотреблениями виновное лицо приводит, к примеру, к намеренному банкротству.

Исходя из положений ст. 45 и ст. 47 УК РФ, одновременно к одному осужденному не могут быть применены наказание в виде лишения права занимать должность и лишение права вести ту или иную деятельность.

Однако, на практике суды низших инстанций часто допускают подобные ошибки, назначая одновременно два вида наказания одному субъекту. Вышестоящие инстанции, как правило, позже отменяют подобные приговоры.

Перечни должностей государственной службы и местного самоуправления отражены в специальных федеральных законах. В качестве профессиональной деятельности законодателем понимается педагогическая, медицинская, фармацевтическая, торговая и другая деятельность.

Под иными видами предполагается лишение права на управление транспортным средством или запрет на охоту или пользование оружием.

Когда применяется норма ст. 47 УК РФ?

Для применения ограничений к виновному лицу в части лишения права на занятие определенной должности необходимо совершение следующих противоправных действий:

  • Незаконное присвоение бюджетных средств;
  • Получение финансовой выгоды от злоупотребления своим положением;
  • Вымогательство денежных средств при превышении должностных полномочий.

Проще говоря, любые незаконные действия, которые совершает чиновник на своем посту, могут стать законным основанием для применения судом положений ст. 47 УК РФ.

Лишение права заниматься определенной деятельностью может использоваться при следующем перечне нарушений:

  • Халатность медицинских работников, в результате которой возникла опасность жизни и здоровья обычных граждан;
  • Превышение полномочий сотрудник правопорядка, поставившее под угрозу общественную безопасность;
  • Нарушение педагогической этики по отношению к ученикам, в рамках которого было применено насилие или его угроза;
  • Неисполнение управленческих и контрольных функций начальства или ответственных лиц на предприятиях, в результате чего произошел несчастный случай на производстве.

Всякого рода ответственные лица за пожарную безопасность, к примеру, в случае пожара могут нести ответственность как должностное лицо, которое обязано было предотвратить происшествие, ставшее причиной большого числа жертв.

Как основное наказание

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться в качестве основного или дополнительного вида наказания.

По отношению к осужденному наказание по ст. 47 УК РФ не может применяться одновременно как основное и дополнительное.

Срок лишения права занимать определенные должности при назначении основного вида наказания исчисляется в пределах от 1 года до 5 лет. Также основное наказание в виде ограничения прав применяется при замене конкретного наказания на его более мягкий вид.

Иногда в самом УК РФ прямо указано в отдельных его статьях о возможности применения подобного наказания в качестве основного.

Примерами таких статей могут быть:

  • Ст. 145.1 УК РФ о невыплате заработных плат, пенсий и иных пособий;
  • Ст. 169 УК РФ о воспрепятствовании предпринимательской деятельности;
  • Ст. 285 УК РФ о злоупотреблении полномочиями служащего;
  • Ст. 170 УК РФ о регистрации незаконных сделок с недвижимостью.

Суд имеет право вынести решение о лишении виновного права на определенную деятельность даже тогда, когда данный субъект уже уволен с прежнего места работы, на котором им допускались злоупотребления.

Все же чаще лишение права занимать определенные должности используется судам в качестве дополнительного наказания по уголовному преступлению.

Как дополнительное наказание

Использование нормы ст. 47 УК РФ в качестве дополнительной санкции более распространено, чем в качестве основной. Данная мера ответственности лишь дополняет главное наказание ограничениями, наступающими после его окончания.

В качестве дополнительного наказания норма применяется на срок от полугода до 3 лет в следующих случаях:

  • Когда в статье Кодекса оно используется в качестве основного наказания, но судьей было избрано иное;
  • Когда она выступает в качестве дополнительной санкции, на что прямо указывает статья;
  • Когда в статье нет указания о возможности применения данного ограничения за преступление, а судья считает, что степень совершенного деяния является опасной и требуется дополнительная санкция по отношению к виновному.

По определенным статьям Особенной части УК РФ лишение права занимать определенные должности и вести определенную деятельность может применяться на срок до 20 лет.

Исчисляется лишение права на должности и деятельность с момента вступления приговора в законную силу, если оно выступает в качестве дополнительного при следующих основных видах наказания:

  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Ограничение свободы;
  • Условное осуждение.

При этом, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется дополнительно к другим видам основного наказания, то срок их исчисления начинается с момента отбытия основного.

К таким основным видом уголовных наказаний законодатель причисляет следующие:

  • Арест;
  • в дисциплинарной воинской части;
  • Принудительные работы;
  • Лишение свободы.

Формальное оформление запрета

За исполнением, как основного, так и дополнительного наказания по ст. 47 УК РФ следит уголовно-исполнительная инспекция.

Согласно закону, данный вид наказания оформляется как запись в трудовую книжку о лишении права занимать должность, которую ранее имел осужденный.

Обязанность о внесении записи в трудовую книжку предусмотрена Правилами ведения и хранения трудовых книжек, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 225 от 2003 года.

Данная норма распространяется только на лишение осужденного права на получение должности в будущем.

Когда вопрос касается ограничения на ведение определенной деятельности, запись может быть внесена в трудовую только при условии, что эта деятельность является основополагающей для работы в данной организации.

Например, если судом наложен запрет на управление транспортным средством, запись может быть внесена, когда без управления автомобилем сотрудник не может больше работать на предприятии.

Проще говоря, если он, к примеру, водитель. Тогда запись в трудовую вносится и на основании нее осужденный работник увольняется.

Если осужденный не будет соблюдать вынесенный в его отношении запрет, то в его адрес поступит предупреждение от инспектора уголовно-исполнительной инспекции.

Когда ответной реакции от осужденного не последует, сотрудники УИИ передадут дело в прокуратуру. Чаще всего в результате такого нарушения срок течения наказания просто отодвигается.

Практика применения наказания в 2020 году

Осужденные нередко любят говорить, что потеряли свое водительское удостоверение, которое нужно сдать в ГАИ. Тем самым, они думают, что могут перехитрить сотрудников УИИ, и кататься на автомобиле до первой остановки инспектором, пока срок лишения права будет спокойно течь.

К сожалению, они просто не знают, что срок на это время приостанавливается и начнет счисляться только тогда, когда они сдадут права в ГАИ.

Чаще всего применяется лишение права занимать определенные должности в отношении чиновников, которые берут или дают взятки. Здесь лишение будет применяться в качестве дополнительной меры наказания.

Медицинские работники также нередко выступают фигурантами таких уголовных дел, когда на операционном столе у них погибают вполне здоровые пациенты.

К примеру, пластические хирурги, которые в результате своей врачебной халатности допускают фатальные для пациента ошибки, после освобождения из колонии всегда около 3 лет в среднем не занимаются медицинской практикой.

Однако, после завершения этого срока, они смело возвращаются в медицину до следующей жертвы.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – не самое распространенное уголовное наказание.

Для его применения судом необходимо наличие доказанной причинно-следственной связи между преступным деянием и профессиональной деятельностью или служебным положением виновного лица.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/lishenie-prava-zanimat-opredelennye-dolzhnosti-st-47-uk-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.