Виды обращений в органы прокуратуры

Как обратиться в прокуратуру

Виды обращений в органы прокуратуры

Если вам нужен бесплатный совет или консультация
опытного юриста, задайте свой вопрос прямо сейчас Задать вопрос

Прием граждан в органах прокуратуры проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте. При этом непосредственно руководителями прокуратур прием граждан проводится не реже одного раза в неделю.

Как правильно пожаловаться прокурору: инструкция

В одной из предыдущих публикаций мы уже представляли инструкцию о том, как правильно обратиться в органы власти.

Многие граждане, если принадлежащие им те или иные права кем-то нарушены, видят восстановление справедливости через обращение в органы прокуратуры.

Не говоря об эффективности такого способа защиты нарушенных прав, в данной публикации рассмотрим вопрос о том, как обратиться в прокуратуру.

В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на рекомендации, которые однажды встретились нам на одном из правозащитных сайтов (к сожалению, адрес данного сайта не сохранен). Однако, думается, что авторов данных рекомендаций не будет претензий, так как эти материалы предназначены для свободного распространения.

Назовем эти рекомендации «Как пожаловаться прокуратуру» и приведем их дословно с некоторыми примечаниями.

Итак, обращаясь с жалобой к прокурору, необходимо иметь в виду следующее.

  1. Поводом для вашего обращения в прокуратуру на территории Российской Федерации может служить любое нарушение закона, любое ограничение, не основанное на законе, независимо от того, кто является его нарушителем. Исключением из правил являются жалобы на действия (бездействие) и решения, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры и решения судов, потому что эти жалобы проверяются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным кодексами и т.п.
  2. Решение прокурора, с которым вы н согласны, не лишает вас права обратиться за защитой своих прав по этому же вопросу в суд.
  3. Вы можете обратиться в прокуратуру не только в связи с ущемлением собственных прав, но также можете заявить об ущемлении прав других лиц, интересов государства и общества. Кроме того, обращение в прокуратуру может быть направлено по вашей просьбе общественной организацией или трудовым коллективом.
  4. Обратите внимание на то, что прокурор не может отменить обжалуемый или оспариваемый акт или решение. Он вправе отреагировать на допущенное нарушение, принять меры об устранении допущенного нарушения.
  5. Обратиться к прокурору вы можете устно или письменно. Однако лучше всегда обращаться письменно. Помните о том, что для обжалования решения прокурора вышестоящему прокурору вам необходимо будет предоставить соответствующее решение нижестоящего прокурора. Пересказ устного ответа прокурора не будет принят во внимание.
  6. Заявление, жалоба или обращение могут быть представлены для рассмотрения прокурору на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу.
  7. Хотим обратить особое внимание на то, что строго установленной формы обращения в прокуратуру нет. Оно может быть составлено в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (можно без ссылок на конкретные нормы закона – с этим прокурор-юрист разберется сам), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где оно допущено. Главное, чтобы в обращении были указаны Ваши фамилия, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которому оно направлено, дата, личная подпись, изложено существо вопроса.
  8. Обращение в органы прокуратуры пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона.
  9. Если ваше обращение в прокуратуру не будет содержать сведения о ваших фамилии, имени, отчестве, местонахождении (адресе), оно будет оставлено без рассмотрения, как анонимное. Вместе с тем, при наличии в обращении сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях оно будет направлено в правоохранительные органы.
  10. Ваше обращение не будет рассмотрено, если прокуратура сочтет их содержание прямым вмешательством в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел (Внимание! В настоящее время прокуратура уголовные дела не расследует) или осуществления надзорных полномочий Мотивированное сообщение о том, что ваше заявление, жалоба или обращение не будут рассмотрены, должно быть направлено вам в срок не позднее 10 дней.
  11. Если текст вашего обращения в органы прокуратуры будет неразборчив или в нем будут отсутствовать сведения, достаточные для его разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), то прокуратура в 5-дневный срок должна вернуть вам заявление, жалобу или обращение с предложением восполнить недостающие данные, а также разъяснить, куда следует обратиться, чтобы получить необходимые для разрешения вопроса сведения или информацию.
  12. Если прокуратура при рассмотрении вашего обращения посчитает, что оно может быть разрешено другими органами и учреждениями, то в 5-дневный срок она должна направить его по принадлежности. При этом вас одновременно должны уведомить об этом в письменном виде и разъяснить, куда вам следует обратиться.
  13. Ваше обращение будет оставлено без разрешения, когда:
  • оно по содержанию лишено смысла;
  • есть решение о прекращении с вами переписки.

Источник: https://advokatsidorov.ru/kak-obratitsya-v-prokuraturu.html

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Виды обращений в органы прокуратуры

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Постановление Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 25-АД17-1Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, за невыполнение законных требований прокурора.Решение: Производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные акты.

Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 460-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гарбуса Михаила Сергеевича на нарушение его конституционных прав статьей 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” и пунктом 4.15 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации”

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С.

Гарбус, отбывающий наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 19 (часть 2), 24 (часть 2), 45, 46 (части 1 и 2) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации статью 10 “Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений” Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации” и пункт 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, которые, по его мнению, препятствуют осужденному, не имеющему своего представителя, а также денежных средств, позволяющих воспользоваться услугами адвоката, в реализации права на ознакомление с материалами проверки, проведенной органами прокуратуры по обращению заявителя в порядке статьи 413 УПК Российской Федерации, что лишает его права на обжалование в суд этих материалов.

Определение Верховного Суда РФ от 01.03.

2017 N 51-КГ16-21Требование: О признании незаконными бездействия прокурора в виде непринятия мер прокурорского реагирования, отказа в привлечении председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества к ответственности, обязании устранить допущенные нарушения.

Обстоятельства: На жалобу истцов на незаконное отключение подачи электроэнергии председателем в дом, в котором они проживают, прокурором был дан ответ об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, так как решение об отключении электроэнергии было принято правлением товарищества на основании решения общего собрания.Решение: Требование удовлетворено, так как жалоба истцов рассмотрена в установленном законом порядке, по существу поставленных в ней вопросов дан мотивированный ответ со ссылками на нормы права.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации” в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.

2017 N 131-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Сластилова Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И.

Сластилов оспаривает конституционность положений статей 136 “Оставление искового заявления без движения” и 334 “Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора” ГПК Российской Федерации, положений статей 95 “Восстановление пропущенного процессуального срока”, 320 ” кассационных жалобы, представления” и 321 “Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу” Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положений статей 333.19 “Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями”, 333.20 “Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям”, 333.35 “Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций” и 333.36 “Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям” Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений статей 5 “Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора” и 10 “Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений” Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.12.2016 N 78-АД16-38Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку требование о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения требований федерального законодательства, является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении заместителя прокурора императивное требование о рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности противоречит нормам действующего законодательства.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2016 N 2175-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тарасова Александра Андреевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 21 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”

Согласно статье 10 названного Федерального закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3).

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1472-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пименова Анатолия Геннадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” и положением пункта 3 статьи 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г.

Пименов оспаривает конституционность пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, согласно которому государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”, в соответствии с которым ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 925-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калинина Михаила Сергеевича на нарушение его конституционных прав статьей 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С.

Калинин оспаривает конституционность статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”, определяющей порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.03.2016 N 47-АД16-1Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, за невыполнение законных требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку исключено указание на вменение заявителю невыполнения положения предписания прокурора, содержащего требование: рассмотреть вопрос о привлечении инспектора правоохранительного органа и старшего инспектора к строгой дисциплинарной ответственности.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Постановление Верховного Суда РФ от 03.03.2016 N 46-АД16-2Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение представления прокурора об устранении нарушения жилищного законодательства.

Решение: Судебные акты изменены, указание на невыполнение пункта представления, содержащего требование о привлечении к дисциплинарной ответственности работников общества и представлении копии приказа о дисциплинарном взыскании, исключено, так как применение к работникам мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью общества как работодателя.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 08.12.2015 N АПЛ15-532

О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3.2 и 3.

4 Инструкции, указав на их противоречие части 1 статьи 1, части 2 статьи 4, частям 1, 2 статьи 15, статье 18, части 1 статьи 45, части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, абзацу первому пункта 2 статьи 1, статье 3, пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г.

N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”, части 2 статьи 1, статье 3, пункту 4 статьи 5, части 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” и нарушение оспариваемыми нормами его прав как заявителя на рассмотрение обращений в установленном порядке.

Нарушение своих прав О. усматривает в том, что на основании оспариваемых пунктов 3.2 и 3.4 Инструкции при рассмотрении его обращения сотрудники Генеральной прокуратуры Российской Федерации неправомерно передали обращение в нижестоящую прокуратуру.

Решение Верховного Суда РФ от 21.09.2015 N АКПИ15-766

Гражданин О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 3.2 и 3.

4 Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 1, части 2 статьи 4, частям 1, 2 статьи 15, статье 18, части 1 статьи 45, части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации; абзацу первому пункта 2 статьи 1, статье 3, пункту 5 статьи 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”; части 2 статьи 1, статье 3, пункту 4 статьи 5, части 6 статьи 8 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” и нарушают права заявителя на рассмотрение его обращений в установленном порядке.

Источник: https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-17011992-n-2202-1-o/razdel-i/statja-10/

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Виды обращений в органы прокуратуры

ФЗ “О прокуратуре” (ст. 10) обязывает прокуроров рас­сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 30.01.

2013 N 45 “Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации” требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре­шению обращений граждан подчинять решению задач за­щиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен­ции которой относится решение вопроса. Генеральный про­курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы­вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе­ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Порядок приема и регистрации обращений установлен “Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации”, утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450.

Органы прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    1. Управ­ление по рассмотрению писем и приему граждан – в составе Генеральной прокуратуры РФ (см. Положение об управлении);
    2. отделы, группы или старшие по­мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан – в проку­ратурах субъектов РФ.

Функции органов прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    • непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж­дан;
    • оказание помощи по рассмотрению и разрешению обращений начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо­дов, оперативным работникам;
    • осуществление кон­троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга­нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про­курорские работники и следователи.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ­тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу­дарственных интересов.

Виды обращений в органы прокуратуры:

    1. индивидуальные (поданы самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными);
    2. коллективные.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Порядок приема, учета, регистрации обращений в органах прокуратуры

Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры – организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.

Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.

Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений:

    • принять заявление или жало­бу к своему производству;
    • поручить ее рассмотрение конк­ретному оперативному работнику;
    • передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру;
    • приобщить к материалам ра­нее поступившей жалобы или заявления;
    • направить в суд для приобщения к материалам судебного дела;
    • направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга­ны и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходи­мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокура­туру о результатах разрешения.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

    • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре­гионе;
    • о преступлениях и других общественно опасных пра­вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
    • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
    • об органах и должностных лицах, не выполняющих тре­бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокурату­ры поступает информация от граждан о недостатках и нару­шениях в работе самой прокуратуры и органах следственного комитета, в частности:

    1. о процессуальных нарушениях, допускаемых следова­телями в ходе ведения предварительного следствия по уго­ловным делам;
    2. о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
    3. о несогласии с ранее принятыми органами прокурату­ры решениями по жалобам и обращениям;
    4. о недостойном, по мнению граждан, поведении работ­ников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным обра­зом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь :

    • способствует организации их работы на научной основе с учетом состояния законнос­ти, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан;
    • помогает улучшению всей де­ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало­бы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающе­еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Организация работы по рассмотрению и разрешению обращений в органах прокуратуры

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу­ет и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры.

Прокурор-руко­водитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечива­лось правильное и своевременное рассмотрение и разреше­ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, пол­ностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустив­шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо­вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране­нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе­даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера­тивными работниками недобросовестного отношения к это­му участку работы.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест­но, когда, где и кто из прокурорских работников принима­ет.

В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы­вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите­лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях.

В соответствии с требованиями Генерально­го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини­мать лично граждан не реже раза в неделю.

О лицах, приня­тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре­шение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и при­казами Генерального прокурора РФ.

В соответствии с дей­ствующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обраще­ний и заявлений».

Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре­гистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокурату­ры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа­лобы.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по­рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель­ством.

Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша­ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предус­мотрен законом.

Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату­ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре­шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководите­ля Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопастности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело­века в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а так­же обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины про­дления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоя­тельств и доводов. При необходимости к проверкам, прово­димым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот­ветствующие специалисты.

Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению.

О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссыл­кой на закон.

Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв­ления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжало­вания принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя ему предоставляются для озна­комления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо­ваниям законодательства об охране государственной (воен­ной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, вра­чебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполни­тель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе­нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж­дении производства по делу об административном правона­рушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обра­щения, не связанные с вопросами исполнения или наруше­ния законов. Что касается обращений по вопросам, подве­домственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществ­ляется комплексный анализ работы по рассмотрению и раз­решению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки.

При этом особенно тщательно анализируются причины поступ­ления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незакон­ные действия прокуроров и следователей, нарушения уста­навливаемых законом сроков разрешения жалоб.

На основе результатов анализа принимаются меры к устранению име­ющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствова­нию правозащитной деятельности прокуратуры.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/rassmotrenie-i-razreshenie-v-organach-prokuraturi-zayavleniy-zhalob-i-inich-obrascheniy

Как правильно написать жалобу в прокуратуру?

Виды обращений в органы прокуратуры

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Жалоба в прокуратуру – универсальный способ защиты любых законных прав и интересов как физических, так и юридических лиц.

Эта государственная инстанция осуществляет контроль и надзор за деятельностью органов власти и должностных лиц, призвана противодействовать любого рода нарушениям закона и пресекать такие нарушения.

При определенных условиях органы прокуратуры вправе от имени и в интересах заявителя обращаться с исками в суд, выступая таким образом полноправным участником процесса на стороне потерпевшего и обеспечивая юридическую поддержку.

Написать жалобу в прокуратуру несложно. Здесь нет строгих требований к оформлению и содержанию обращения. Но для эффективности заявления целесообразно придерживаться некоторых правил. Они зависят от вида жалобы, который определяется ее содержанием и целью обращения.

Виды жалоб в прокуратуру

Учитывая слабую юридическую подкованность населения и частую невозможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью, прокуратура концентрируется в основном на рассмотрении жалоб и иных обращений граждан. В этом направлении органы прокуратуры:

  • принимают устные жалобы, в том числе в рамках личного приема граждан, и помогают оформить заявление письменно, а также разъясняют права, обязанности и способы юридической защиты нарушенных прав;
  • принимают письменные жалобы по любым нарушениям прав и интересов граждан, рассматривая их в установленные сроки (стандартный срок – 30 дней, для некоторых – 3-10 дней);
  • в пределах своей компетенции принимают меры реагирования на жалобы – проводят проверки, направляют представления об устранении нарушений, перенаправляют обращение в орган, уполномоченный принимать по жалобе конкретное решение, либо в суд (органы расследования) для приобщения к материалам дела, а также готовят и направляют иски в защиту заявителя, неограниченного круга лиц и административные иски.

Основные виды рассматриваемых прокуратурой жалоб – индивидуальные и коллективные.

Обратиться в органы прокуратуры вправе и юридические лица. Но здесь круг вопросов несколько ограничен.

В основном речь идет о защите прав и интересов в связи с нарушениями закона, незаконными действиями (бездействием) государственных, муниципальных органов и их должностных лиц.

Например, довольно-таки часто юридические лица жалуются в прокуратуру по поводу незаконного проведения проверок или иного вмешательства в нормальную деятельность бизнеса. 

Жалобы в прокуратуру также можно подразделить на две категории по содержанию:

  1. Заявления (обращения), в которых заявитель просит содействия со стороны прокуратуры в реализации законных прав, устранении препятствий для их реализации либо сообщает о нарушениях закона, каких-то недостатках в деятельности (работе) органов власти и должностных лиц.
  2. Жалобы – это обращения, связанные с необходимостью прямого вмешательства прокуратуры (принятия мер прокурорского реагирования) с целью восстановления прав или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов.

В прокуратуру можно обратиться и в случае, если характер жалобы предполагает судебное разбирательство вопроса (спора).

Но рассмотрены такие обращения и, возможно, подан иск, будут только, если нарушения прав (интересов, закона) затрагивают неограниченное число лиц и требуют защиты общественного (государственного) интереса.

За индивидуальными и коллективными жалобами такого рода последует иск от прокуратуры в случае, если затронуты интересы наименее защищенной категории лиц, например, несовершеннолетних, инвалидов или иных лиц, которые неспособны сами воспользоваться судебной защитой. 

Как написать жалобу

Строгих правил по подготовке жалобы в прокуратуру нет. Главное – соблюдать стиль делового письма, избегать нецензурных выражений, клеветы, оскорблений и угроз, стараться лаконично, но полно излагать суть своих претензий и четко формулировать требования и просьбы, чтобы не было недопонимания.

Примерное содержание жалобы (заявления):

  1. Шапка, в которой указываются:
  • наименование органа прокуратуры (обычно жалоба направляется в прокуратуру по месту нахождения (проживания) заявителя и (или) по месту нарушения, которое является предметом жалобы);
  • данные должностного лица прокуратуры, которому адресуется жалоба (если не знаете – можно упустить);
  • данные заявителя (ФИО, название организации, место жительства (нахождения), контактная информация (почтовый адрес, телефон).
  1. По центру документа, под шапкой указывается название обращения – заявление или жалоба.
  2. Текст обращения, в котором нужно указать:
  • обстоятельства дела и причины обращения (что случилось);
  • нарушения, которые повлекли обращение в прокуратуру, со ссылками (по возможности) на нормативно-правовые акты;
  • имеющиеся у заявителя подтверждения нарушения (доказательства) – документы, видео-, аудиоматериалы, свидетельские показания и т.п.
  1. Под описательным текстом обращения, по центру документа пишется «Прошу» и далее излагаются конкретные просьбы.
  2. Ниже указывается перечень приложений к жалобе, под ним ставится подпись и дата подготовки обращения.

Скачать образец жалобы в прокуратуру

Как правильно написать коллективную жалобу в прокуратуру? Точно так же, как и индивидуальную, образец содержания которой приведен выше. Только в этом случае в шапке указываются данные всех обращающихся лиц, описательная часть касается всех заявителей и подписи ставят все.

Скачать образец коллективной жалобы в прокуратуру

Если обращение пишется от руки, обязательно проверьте возможность прочтения почерка. Но лучше все-таки подготовить документ в печатном виде. Хотя тот или иной способ не является препятствием для подачи жалобы. Читабельными должны быть и документы-приложения, а видео- и аудиоматериалы должны быть в таком качестве, которое позволяет их воспроизвести и понять содержимое.

Не рассматриваются органами прокуратуры жалобы (обращения), которые:

  • не связаны с нарушением прав, интересов и свобод;
  • не связаны с нарушением законов и вопросами их исполнения;
  • касаются исключительно договорных (непубличных) отношений, не затрагивая нарушений закона.

В ряде случаев прокуратура может рассмотреть анонимные жалобы. Но здесь все зависит от предмета обращения и позиции прокуратуры. Скорее всего, будет рассмотрено обращение о преступлении, в том числе готовящемся, по делам публичного обвинения (не требуют возбуждения по заявлению потерпевшего).

Возможно, рассмотрят и анонимное обращение по резонансной либо социально значимой проблеме (задержки зарплаты, нарушение прав несовершеннолетних или иных незащищенных слоев населения, систематическое нарушение закона органами власти, злоупотребления, коррупция, незаконное расходование госсредств и т.п.

), если такое обращение позволяет инициировать проверку или принять меры реагирования независимо от личности заявителя.  

Источник: https://law03.ru/society/article/kak-napisat-zhalobu-v-prokuraturu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.