Виды розыска подозреваемого обвиняемого

Разновидности и механизм розыска обвиняемого

Виды розыска подозреваемого обвиняемого

Виды розыска представлены местным, федеральным и международным.

Замечание 1

Местный розыск осуществляют в пределах одного региона органы внутренних дел (ОВД) для нахождения обвиняемых в определенных проступках лиц.

В качестве основания проведения местного розыска выступает постановление, которое следователь выносит об объявлении розыска обвиняемого. Это постановление далее должно быть направлено в соответствующие органы дознания.

Сотруднику данного органа поручается розыск, он же должен вынести постановление о заведении розыскного дела, подлежащее утверждению начальником ОВД.

дело заводится в течение 10 дней со времени, когда следователь вынес постановление.

В отношении разыскиваемого лица должны быть заполнены опознавательные карты, приобщаемые к материалам розыскного дела. Если за год подозреваемое лицо не удастся обнаружить, производится направление этих карт в систему региональных и федеральных информационных центров. Это необходимо для того, чтобы вести учет неопознанных трупов и ставить их на учет.

Помимо перечисленного, необходимо заполнение розыскных карточек и сторожевых листков, которые направляются в региональный информационный центр и помещаются в необходимые картотеки.

Для того чтобы предотвратить повторную выдачу обвиняемому человеку паспорта или свидетельства о рождении в органы должны быть направлены сведения о том, что этот человек разыскивается.

Замечание 2
Розыск обвиняемого субъекта, который скрылся, осуществляют работники, проводящие специальные розыскные мероприятия в специализированных подразделениях. Следователь должен отправить туда справку, содержащую сведения о личности обвиняемого, а также копии постановлений о привлечении его как обвиняемого, в том числе избрание меры пресечения и объявление розыска.

После того, как получены данные материалы, сотрудники розыскного подразделения производят несколько действий:

  • включают информацию о человеке и внешних приметах в суточную сводку и информирование о розыске личного состава ОВД;
  • выявляют по месту жительства и работы, в местах вероятного нахождения людей, которые располагают сведениями о местонахождении разыскиваемого лица или способных сообщить другую информацию, которая могла бы способствовать его розыску;
  • получают объяснения от родственников разыскиваемого лица или прочих людей, которые с ним знакомы и располагают информацией о местах его вероятного появления, маршруте передвижения, приметах, связях и др.;
  • принимают меры для получения фотографий, киноизображений, видеоизображений разыскиваемого лица, включая получение образца его почерка;
  • направляют розыскные ориентировки в ОВД по возможным местам нахождения разыскиваемого человека;
  • проводят проверки по оперативно-справочным учетам и др.

Когда ОВД в ходе розыскных ориентировок получает сведения о вероятных местах нахождения разыскиваемого лица, их содержание необходимо довести до всех работников этого данного органа.

В дальнейшем данные ориентировки часто включаются в бюллетени оперативно-розыскных сведений. В случае получения положительной информации, ответ инициатору розыска должен быть направлен не позднее 10 дней со времени, когда поступил запрос.

Если не удалось установить разыскиваемое лицо, то такой ответ, как правило, не направляется.

По приостановленным уголовным делам деятельность следователя и работников розыскного подразделения в отношении скрывшегося обвиняемого заключается в следующем:

  • подготовка розыскных заданий, ориентировок и материалов для их размещения в сводки (ориентировки), которые выпускаются вышестоящим ОВД и включают перечисление мероприятий, необходимых для проведения по розыску обвиняемого;
  • осуществление проверки в области учета информационного центра и адресного бюро;
  • получение необходимых сведений, которые помогут найти человека посредством исследования сводок-ориентировок и бюллетеней;
  • направление заданий оперативно-поисковым подразделениям регионального уровня, которые впоследствии будут осуществлять мероприятия, направленные на установление разыскиваемого человека;
  • получение материалов, посредством которых можно провести идентификацию разыскиваемого лица;
  • производство специальных технических мероприятий для установки разыскиваемого обвиняемого.

Опиши задание

Особенности федерального розыска

Определение 1

Федеральный розыск — это поиск человека, который может быть объявлен, когда установить местонахождение скрывшегося обвиняемого с помощью проведенных мероприятий местного розыска не удалось. При этом были исчерпаны все средства и методы.

В отношении обвиняемого человека, который совершил тяжкое преступление, вооружен огнестрельным оружием или имеет при себе вещества, использование которых способно привести к гибели людей или причинить вред их здоровью, происходит объявление федерального розыска сразу после принятия следователем процессуального решения о начале розыска.

В других ситуациях постановление об объявлении федерального розыска обвиняемого лица может быть вынесено по истечении 6 месяцев с момента, когда был начат местный розыск. Наряду с этим, работниками розыскного подразделения заполняются информационные (поисковые) карты на предмет связей разыскиваемого лица и мест его возможного появления.

Перечисленные документы вместе с розыскным делом должны быть направлены в розыскные подразделения вышестоящего ОВД, при этом на местах нужно оставить дубликаты.

Особенности международного розыска

Международный розыск ОВД в РФ производится в следующих ситуациях:

  • наличие достоверных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации в другое государство;
  • поступление запроса из национального бюро Интерпола о розыске человека, который въехал на нашу территорию из другого государства.

В качестве основания международного розыска выступает запрос в национальное бюро Интерпола в РФ, который формируется соответствующим ОВД.

Он включает исчерпывающую информацию о человеке, объявленном в международный розыск, включая связанные с ним события и факты, наименование иностранных государств, городов, населенных пунктов, куда он может направляться, конкретные адреса, имена и фамилии людей, названия организаций (учреждений), которые это лицо может посещать.

Помимо этого, в запросе должны содержаться указания на основания розыска.

Это может быть дата и номер возбужденного уголовного дела, краткая фабула, статья УК РФ, избранная мера пресечения (включает указание даты избрания и судьи, который удовлетворил ходатайство), целесообразность установления контроля передвижения разыскиваемого лица в случае его обнаружения, потребность в задержании с дальнейшей экстрадицией.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/kriminalistika/mehanizm-rozyska-obvinjaemogo/

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Виды розыска подозреваемого обвиняемого

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности в числе прочих являются осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, установление имущества, подлежащего конфискации.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и  степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

Розыск обвиняемых и подозреваемых возможен при наличии следующих условий:

  • имеется возбужденное уголовное дело;
  • статус разыскиваемого лица по уголовному делу – подозреваемый или обвиняемый (подсудимый).

Основой для розыска подозреваемого, обвиняемого является статья 210 УПК РФ, согласно которой при отсутствии сведений о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ).

Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёх дневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия.

Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск.

Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего.

Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск.

В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело.

Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ по г.

Москве либо иным субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов).

Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца).

О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.)

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.  

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск.

Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соотвественно подозреваемого или обвиняемого.

По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск. Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соотвественно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов.

Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления). Так, если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.  

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося.

С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается.

Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.

Так, для розыска лиц при отсутствии законных процессуальных оснований сотрудниками оперативных подразделений органов МВД РФ и ФСБ РФ используется способ так называемого «сторожевого контроля» с заполнением сторожевых листков.

По сути, данный способ по степени информационного обеспечения возможностей для розыска лица внутри Российской Федерации ничем не отличается от розыска подозреваемых и обвиняемых, уступая последнему лишь мерах и степени ограничения конституционных прав после того, как разыскиваемое лицо обнаружено.

В отношении лица, местонахождение которого надо установить, но в отношении которого нет законных оснований для объявления в розыск, проводится тот же комплекс мероприятий, что и при розыске: опрашиваются соседи и знакомые, заполняется сторожевой листок и направляются ориентировки, отслеживаются операции в отношении имущества, направляется информация в органы пограничного контроля, аэроперевозчикам, в систему «Магистраль» и т.п. Процедура «сторожевого контроля» регламентируется внутренними приказами МВД РФ и ФСБ РФ с грифом «для служебного использования»; о степени закрытости данных внутренних нормативных актов можно судить хотя бы потому, что они не были предоставлены для изучения даже Европейскому суду по правам человека при рассмотрении жалобы  г-на Шимоволоса, который пожаловался на нарушение его прав вследствие применения к нему процедуры «сторожевого контроля». ЕСПЧ признал незаконность применения указанной системы «сторожевого контроля», однако она применяется в РФ по прежнему в полном объёме.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера. По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны. Полагаем, что решение проблемы существует, оно опробовано и применяется на практике в странах Евросоюза; европейская система розыска, с одной стороны, довольно-таки прозрачна и защищена от злоупотреблений со стороны правоохранителей, с другой стороны, достаточно эффективна с точки зрения обеспечения оперативного розыска правонарушителей.

Источник: https://advokat-rating.ru/publikatsii/rozysk-podozrevaemykh-i-obvinyaemykh/

Организация и осуществление отдельных видов розыска | Студент-Сервис

Виды розыска подозреваемого обвиняемого

Розыск скрывшегося обвиняемого. После вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, следователь в соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ, объявляет розыск обвиняемого и поручает его органу дознания.

Действия, из которых складывается объявление розыска обвиняемого следователем, с одной стороны, и органом дознания – с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них.

Объявление розыска следователем является процессуальным решением: основания и условия этого решения сформулированы уголовно-процессуальным законом.

Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания и будут созданы условия, делающие необходимым принятие данного решения.

Розыск скрывшегося обвиняемого составляют несколько элементов:

  • проверка данных об уклонении обвиняемого от ответственности;
  • сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений;
  • объявление розыска и его поручение органам дознания;
  • планирование розыска (во взаимодействии с органами дознания);
  • производство следственных и розыскных действий;
  • а также тактических операции, направленных на установление местонахождения обвиняемого.

Прежде, чем объявить розыск обвиняемого, следователь обязан установить и документально удостоверить факт его уклонения от следствия либо отсутствие сведений о его местонахождении. Одно лишь отсутствие обвиняемого не может служить достаточным основанием для вывода об уклонении от следствия.

Проверочные действия включают:

  • получение сведений об обвиняемом по месту жительства и работы;
  • наведение справок в адресном бюро;
  • отработку версий о проживании обвиняемого у родственников, друзей, знакомых, о наступлении смерти, о нахождении в больнице, санатории, доме отдыха, под стражей (за совершение иного противоправного деяния), на воинской службе или сборах, на сезонных работах.

Кроме того, надо проверить обвиняемого по учетам ИЦ МВД, УВД, паспортных аппаратов, ОВИР, спецприемников, приемниковраспределителей.

Следователь осуществляет проверку сам или поручает ее органам дознания на основании ст. 38 УПК. Все данные, полученные в ходе проверки местонахождения обвиняемого и изучения его личности, должны быть зафиксированы в протоколах следственных действий и справках соответствующих учреждений, а также сведены в справку о личности разыскиваемого.

Для объявление лица в розыск необходимо вынести постановление о розыске подозреваемого (обвиняемого) и подготовить справку о личности скрывшего обвиняемого с комплектом документов, подлежащих передаче в отдел в уголовного розыска для заведения дела оперативного розыска (розыскного дела). Для объявления лица в розыск необходимо собрать следующие документы:

  • копию постановления о возбуждении уголовного дела,
  • копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
  • копию постановления об избрании меры пресечении в качестве заключения под стражу;
  • копии характеристик и протоколов допросов свидетелей, о предполагаемом месте возможного нахождения и появления подозреваемого,
  • справочные сведения из военкомата, лечебных учреждений (наркологических, психиатрических), бюро по трудоустройству и т.д.;
  • сведения из ГИЦ МВД России о возможном содержании разыскиваемого обвиняемого в местах лишения свободы;
  • справка из адресного бюро о постоянном месте жительства;
  • справка из территориального бюро ЗАГС о возможной регистрации смены имени, фамилии или факта смерти и др.;
  • сведения из других учреждений (таможня, почта, транспортные организации и т.д.);
  • и другие.

На основании постановления следователя органы внутренних дел осуществляют местный, федеральный и международный розыск.

В случае местного розыска осуществляется комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, с помощью локальной системы оперативносправочных учетов ИЦ и адресных бюро.

При федеральном розыске комплекс перечисленных действий выполняется с использованием системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД, УВД регионов, входящих в состав Российской Федерации.

В процессе международного розыска правоохранительными органами России и зарубежных стран реализуется комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства . инициатора розыска, осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

Поручение производства розыска органу внутренних дел не освобождает следователя от обязанности самому принимать меры к установлению местонахождения обвиняемого.

После объявления розыска скрывшегося обвиняемого следователь должен использовать все предоставленные ему законом средства для глубокого изучения личности обвиняемого, его связей и, в конечном счете, обнаружения разыскиваемого.

Эта задача следователя, как и на предыдущих этапах розыска, сочетается с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Наиболее распространенными тактическими приемами розыска при этом являются:

  • создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке, мешающих ему свободно передвигаться, отыскивать убежища и длительное время скрываться в них;
  • организация мероприятий по наблюдению за местами наиболее вероятного нахождения или появления обвиняемого;
  • создание ситуации, при которой скрывающейся вынужден будет посетить то или иное место (например, квартиру родственников, знакомых, за которым ведут наблюдение работники полиции);
  • введение в заблуждение розыскиваемого относительно розыскной ситуации;
  • склонение обвиняемого к явке с повинной с помощью лиц, пользующихся у него авторитетом;
  • установление каналов связей и мест возможного нахождения разыскиваемого, а также членов его семьи;
  • использование помощи соучастников обвиняемого и т.д. Известен также метод “суживающегося круга поисков” (или метод “просеивания”). Анализируя отдельные признаки, следователь постепенно сужает круг лиц, среди которых может оказаться разыскиваемый.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Розыск иных объектов не требует специального постановления. Участие в нем сотрудников органа дознания обеспечивается поручением следователя на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

Розыск свидетелей и потерпевших обычно не представляет сложности, за исключением случаев умышленного уклонения названных лиц от дачи показаний. Тогда следователь использует тактические приемы розыска скрывающегося обвиняемого.

Розыск лиц, без вести пропавших, проводится одновременно с проверкой версии об их убийстве и имеет сходство с розыском обвиняемых. Важная роль, в частности, принадлежит изучению личности пропавшего.

Для этого собираю максимально полные сведения о его внешности, отыскивают фото- снимки, устанавливают связи, выявляют данные об одежде, предметах и документах, бывших при нем к моменту исчезновения.

Сведения о пропавшем без вести надо проверить по учетам задержанных, арестованных, а также несчастных случаев, навести справки в больницах, моргах, медвытрезвителях, приемниках-распределителях, спецприемниках, инспекциях по делам несовершеннолетних. Если пропавший не обнаружен в течение пяти суток, в органах внутренних дел оформляют розыскное дело.

Заявление о пропаже лица без вести оформляют специальным протоколом, к которому прилагают фотоснимки и документы пропавшего. По истечении трех месяцев после объявления местного розыска объявляют централизованный (федеральный) розыск лица, пропавшего без вести. Розыск таких лиц прекращается, если со времени исчезновения прошло 15 лет.

В органах внутренних дел ведутся специальные централизованные учеты лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, а также неизвестных больных, на которых лица, ведущие розыск, составляют опознавательные карты, служащие основой учета. Судьба лица, без вести пропавшего, иногда может быть выяснена путем сопоставления составленной на него карты с картами неопознанных трупов.

Розыск трупов ведется в основном так же, как и розыск лиц, без вести пропавших, — чаще всего по делам об убийствах.

Если труп обнаружен, говорить о завершении розыска еще нельзя. Надо установить личность погибшего. В осмотре трупа участвует судебный медик.

Труп дактилоскопируют, фотографируют по правилам сигналетической фотосъемки, а в морге вновь тщательно осматривают, с помощью специалистов отбирают образцы волос, частицы из-под ногтей, из ушных раковин, микрочастицы с различных участков тела и другие образцы, необходимые для экспертных исследований.

Особое значение для установления личности погибшего имеет судебномедицинская экспертиза трупа или его частей.

Эксперт выявляет важные данные: признаки хронических заболеваний, операций и травм; особенности зубного аппарата; группу и тип крови; признаки так называемой привычной деятельности (например, деформацию конечностей, проникновение какоголибо вещества под кожу, патологические изменения внутренних органов, вызванные специфическими условиями труда).

Розыск животных, их трупов или частей чаще всего ведут при расследовании краж скота. Розыскные ориентировки на похищенный скот целесообразно направлять соседним ОМВД России по отдельным районам, администрации сельскохозяйственных организации, рынков, заготовительных контор, убойных пунктов. В розыскных целях используют криминалистический учет похищенного и пригульного скота.

Розыск может быть завершен предъявлением обнаруженного животного или его частей (головы, шкуры, рогов) для опознания по индивидуальным признаем (породе, масти, полу, возрасту, клейму, способу ковки). В случае необходимости назначают зоотехническую, ветеринарную или другую судебную экспертизу.

Розыск предметов. Объектами розыска выступают похищенное имущество ценности, нажитые преступным путем, вещественные доказательства.

При организации розыска имущества и иных ценностей следователь должен учитывать многие факторы, в частности распространенность разыскиваемого, а значит, и время, требующееся для его реализации, размер и количество материальных ценностей, возможности сбыта, вероятный способ транспортировки.

Розыск транспортных средств. Розыск транспортного средства, осуществляется в основном в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП), угона или его похищения.

Розыск транспортного средства начинается с объявления операции «Перехват», при наличии информации о транспортном средстве, информировании всех постов ДПС о разыскиваемом транспортном средстве с последующей постановкой на учет в ГИАЦ МВД России как угнанный транспорт.

Для розыска угнанного или похищенного транспорта используется учет всех автотранспортных средств, осуществляемый ГИБДД и являющийся единым для всей территории России и обязательным для всех предприятий, учреждений, организаций и частных лиц.

Помимо номеров учету подлежат многие другие данные о транспортных средствах, в том числе сведения о месте стоянки и документах, подтверждающих принадлежность транспортного средства.

При розыске транспортных средств хорошие результаты может дать назначение автотехнической, криминалистической и иных экспертиз.

Розыск по приостановленному следствием уголовному делу. Возможности получения следователем тактических данных по приостановленному делу (п. 1 ст.

208 УПК), необходимых для розыска, ограничены, поскольку закон не допускает производства по нему следственных действий.

Приостановив предварительное следствие, следователь осуществляет розыск, анализируя данные, полученные из оперативно-розыскных источников, проводя розыскные действия и организационно-технические мероприятия, используя помощь общественности.

Производя розыск, следователь проверяет: имеются ли денежные вклады в сберегательных банках, причем не только на имя обвиняемого, но и его родственников, иных близких лиц; сданы ли в комиссионные магазины, ломбарды, камеры хранения похищенные вещи, а также ценности, нажитые преступным

Эффективным розыскным действием является проверка по криминалистическим и иным учетам.

Целесообразно изучение следователем архивных уголовных дел, особенно при розыске рецидивистов.

В архивных материалах могут быть обнаружены сведения об их личности, родственных, преступных и иных связях, способах уклонения от следствия и суда, сопротивлении при задержании, а также об искомых предметах.

В архивных уголовных делах могут содержаться данные о соучастниках разыскиваемого. Проверка связей позволяет в ряде случаев выявить места хранения орудий преступления, похищенного имущества, ценностей, добытых преступным путем.

После того, как отпадут основания для приостановления предварительного следствия (например, будет разыскан скрывшийся обвиняемый) или возникнет необходимость производства дополнительных следственных действий, предварительное следствие возобновляется мотивированным постановлением следователя.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/organizatsiya-i-osushhestvlenie-otdelnyh-vidov-rozyska/

Некоторые вопросы, связанные с розыском лиц

Виды розыска подозреваемого обвиняемого

К числу функций, возлагаемых на органы внутренних дел законами Российской Федерации, относится и розыск пропавших или скрывающихся лиц. Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести; а также розыск гражданина-должника и розыск ребенка.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Лица, подозреваемые в совершении тяжких особо тяжких преступлений, скрывающихся от следствия или суда, прибегают к более изощренным способам укрывательства от правоохранительных органов.  В целях установления их местонахождения  и дальнейшего задержания необходимы более сложные оперативно-розыскные мероприятия.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно  с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам.

 Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам.

Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения.

Организация розыскной работы МВД регламентируется нормативными правовыми актами, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Объявление в розыск.

Согласно вышеперечисленным документам, без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

После получения сообщения о безвестном исчезновении человека, сотрудники полиции обязаны провести осмотр последнего местонахождения лица. По результатам осмотра составляется протокол.

Если в ходе первоначальной проверки будет получена информация о том, что пропавший жив и здоров, но не желает по каким-либо причинам поддерживать связь с заявителем, в проведении дальнейших розыскных мероприятий будет отказано.

Если в течение 10 дней с момента подачи заявления местонахождение пропавшего лица не будет установлено, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело.

Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, в рамках которого будет идти дальнейший розыск.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется органами внутренних дел в течение 15 лет с момента заведения розыскного дела. Необходимо иметь в виду, что адрес разысканного дееспособного совершеннолетнего лица сообщается заявителю только с согласия первого.

Если место нахождения подозреваемого , обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно  с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам.

  Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам.

Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечение.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются.  Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом  орган дознания, котрому поручается розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

Мурат Варитлов

Начальник Отдела МВД России по Зольскому району

подполковник полиции

Источник: https://07.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/8072499

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.