Возбуждение уголовного дела служит

Понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела | Студент-Сервис

Возбуждение уголовного дела служит

Возбуждение уголовного дела является первой стадией отечественного уголовного судопроизводства и, как любая стадия, имеет задачи, определенный круг участников, начальный и конечный этапы.

Стадия берет свое начало с момента официальной регистрации в установленном порядке заявления или сообщения о преступлении. Конечным этапом этой стадии будет решение должностного лица, оформленное в виде постановления о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Каждому из этих решений предшествует деятельность, направленная на проверку заявлений и сообщений о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

При поступлении информации о преступлении далеко не всегда очевиден факт его совершения. Это можно объяснить тем, что граждане могут ошибаться в юридической природе тех или иных действий.

Тем не менее, законом определена обязанность указанных в законе должностных лиц произвести проверочные действия, которые позволят определить наличие основания для принятия соответствующего решения.

Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия либо отсутствия уголовно-правовых и процессуальных предпосылок для предварительного расследования, которое является последующей стадией уголовного судопроизводства и связано с применением мер процессуального принуждения и производством различных следственных действий.

Следует отметить, что предварительное расследование проводится только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В этом смысле деятельность должностных лиц по проверке заявлений (сообщений) о преступлении в стадии возбуждения уголовного дела является одной из гарантий соблюдения конституционных прав и интересов граждан.

Возбуждение уголовного дела – это первоначальная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой следователь, дознаватель, орган дознания, начальник подразделения дознания или руководитель следственного органа, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, проводит проверку на наличие в деянии признаков преступления и по ее результатам принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Задачи данной стадии:

  • прием, рассмотрение, а в необходимых случаях и дополнение нужными сведениями первичных материалов о предполагаемом преступлении;
  • выяснение обстоятельств, исключающих производство по делу;
  • предотвращение или пресечение преступления;
  • закрепление следов преступления;
  • установление наличия повода и основания для возбуждения уголовного дела или отказа в таковом по конкретному факту;
  • своевременное реагирование уполномоченных законом должностных лиц государственных органов на сообщение о факте совершенного преступления;
  • недопущение возбуждения уголовного дела по фактам действий (бездействия), не содержащих признаков преступления;
  • принятие соответствующего законного и обоснованного решения по сообщению о преступлении;
  • определение органа или должностного лица, полномочного осуществлять предварительное расследование по конкретному уголовному делу;
  • определение первичной уголовно-правовой квалификации преступления и предмета доказывания по уголовному делу;
  • обеспечение прав и законных интересов заявителей о преступлении, лиц, пострадавших от преступления;
  • лиц, подлежащее их проверке относительно совершенного преступления.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Значение стадии.

Стадия возбуждения уголовного дела – это не только первоначальная и самостоятельная, но и обязательная стадия, поскольку ее не минует любое производство, которое может возникнуть при получении полномочными должностными лицами государственных органов заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении. В случае принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела эта стадия является преддверием для последующей стадии – предварительного расследования, в ходе которой возникают предпосылки для широкого комплекса уголовно-процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств выявленного преступления и на привлечение виновных к уголовной ответственности, что служит одним из главных средств реализации неотвратимости наказания.

С другой стороны, необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела представляет собой нарушение закона, что приносит большой вред правам и законным интересам граждан, обществу и государству.

В случае принятия законного решения об отказе в возбуждении уголовного дела указанная стадия служит своеобразным «фильтром», способствующим предупреждению необоснованного и огульного обвинения, поскольку органы предварительного расследования освобождаются от необходимости проведения комплекса следственных действий по каждому сообщению о предполагаемом преступлении.

Необоснованное возбуждение уголовного дела также влечет за собой в ходе предварительного расследования незаконные задержания граждан, привлечение их к уголовной ответственности, применение к ним других мер процессуального принуждения, в том числе мер пресечения и т.д.

Из лишне говорить о том, какую моральную травму получают лица, незаконно привлеченные к уголовной ответственности, и их близкие. В то же время необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, а также прямое сокрытие от регистрации заявлений и сообщений о преступлениях приводит к негативным последствиям, среди которых:

  • подрыв авторитета правоохранительных органов, призванных осуществлять борьбу с преступностью и защищать законные права и интересы граждан;
  • нарушение принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление;
  • потворствование лицам, не изобличенным и не наказанным за совершение преступления, к совершению новых преступлений и т.д.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-zadachi-i-znachenie-stadii-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела служит

Принятие решения о возбуждении уголовного дела должно быть обоснованным. Для выполнения данного условия законом определены поводы и основание для возбуждения уголовного дела (статья 140 УПК РФ).

Тем не менее, ни в статье 5 УПК РФ, содержащей свыше 60 определений и дефиниций уголовно-процессуального права, ни в указанной выше норме УПК РФ не дано понятия поводов для возбуждения уголовного дела. Для уяснения этого понятия следует обратиться к мнению составителей Толкового словаря русского языка С.И.

Ожегова и Н.Ю. Шведова, которые толкуют слово “повод как обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь”.

Учитывая сказанное, можно сказать, что повод вообще может служить отправным моментом к совершению каких-либо действий, а применительно к уголовному процессу повод побуждает должностных лиц, уполномоченных законом, приступить к проверке информации (заявлений, сообщений), указывающей на наличие в деянии признаков состава преступления (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Однако было бы ошибочно однозначно толковать, что наличие повода должно влечь за собой обязательное возбуждение уголовного дела. К примеру, в случае неподтверждения информации о совершенном преступлении в возбуждении уголовного дела может быть отказано (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Повод для возбуждения уголовного дела – это закрепленный в уголовно-процессуальном законе источник, из которого органу дознания, дознавателю, следователю или иному компетентному лицу становится известно о готовящемся, совершенном или совершаемом преступлении и наличие которого обязывает их принять соответствующее решение.

В ч. 1 ст. 140 УПК РФ указан перечень поводов к возбуждению уголовного дела, который не подлежит расширению.

Это источники информации, которые могут быть предоставлены органу дознания, дознавателю, следователю:

– заявление о преступлении;

– явка с повинной;

– сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о преступлении – наиболее распространенный в практике правоохранительных органов повод к возбуждению уголовного дела.

Представляет собою адресованное должностным лицам государственных органов, уполномоченным возбуждать уголовное дело, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли или нет преступным деянием вред заявителю либо другим лицам и организациям.

Правила принятия заявлений о преступлении регламентированы в статье 141 УПК РФ.

В соответствии с положениями указанной нормы УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устной и письменной форме.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное заявление (сообщение) о преступлении сделано во время производства следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия (к примеру, в протокол допроса или очной ставки) или в протокол судебного заседания.

В том случае, когда гражданин или какое-либо должностное лицо (к примеру, руководитель учреждения, предприятия), обнаруживший кражу имущества в квартире, гараже, в учреждении и об этом сообщивший по телефону, не может лично присутствовать при составлении протокола устного заявления, то его заявление оформляется в форме рапорта лицом, получившим данное сообщение.

При составлении протокола лицо, сделавшее заявление о преступлении, предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос, о чем делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

В том же случае, если письменное заявление о преступлении доставлено в орган, компетентный принять по нему соответствующее решение, не лично заявителем, а иным способом (почтой, другим лицом и пр.), то в ходе проверки этого заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ, о чем в его же заявлении делается отметка, подтверждаемая его подписью.

Называя заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела, законодатель выразил свое отношение к анонимному заявлению, которое в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Такой запрет служит защитой граждан и должностных лиц государственных и негосударственных органов от клеветы и ложных доносов.

Тем не менее, названная норма УПК РФ не содержит указания о том, как должен поступить дознаватель, следователь при получении такого заявления.

Авторы учебных и справочных юридических источников ссылаются на ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, которые в какой-то мере регулируют этот вопрос.

Так, в соответствии с указанными ведомственными актами анонимные заявления регистрации и рассмотрению не подлежат, передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

В случае подтверждения информации о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела будет не само анонимное заявление, а непосредственное обнаружение сотрудниками органа дознания, осуществляющего проверку этого заявления, признаков преступления, о чем в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт. Этот рапорт и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела, согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Явка с повинной – как повод для возбуждения уголовного дела, согласно закону и теории уголовно-процессуального права, это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ). В случае явки с повинной лицо, совершившее преступление, лично является в правоохранительный орган и делает устное заявление либо может обратиться с повинной в письменном виде.

Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела юридически будет возможной лишь тогда, когда органам предварительного расследования не известен факт совершения преступления (к примеру, одно из латентных преступлений, не зарегистрированное в установленном законом порядке). К примеру, в больницу с ножевым ранением поступил гражданин, о чем с опозданием было сообщено в милицию. В этот же день в милицию с заявлением о явке с повинной обратилось лицо, которое причинило ножевое ранение указанному выше гражданину.

В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном при принятии от гражданина заявления о преступлении, согласно ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников в соответствии с требованиями ст. 143 УПК РФ принимается управомоченным законом лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной.

Постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами министерств и ведомств уставлена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать в правоохранительные органы о совершенных или готовящихся преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела.

К примеру, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений насильственного характера. Руководители государственных предприятий и акционерных обществ обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Правоохранительные органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе своей деятельности обязаны выявлять или могут обнаружить готовящееся или совершенное преступление. При этом они по данному факту составляют рапорт и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.

Основание для возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальное законодательство дает четкую установку о том, что для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо наличие основания, т.е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Эти данные могут содержаться в первичных документах (заявлениях, сообщениях, явке с повинной, иных источниках – рапортах) и в направляемых вместе с ними материалах, а также материалах, собранных в период проверки сообщений о преступлениях.

Кроме того, данные об обстоятельствах совершенного преступления могут содержаться в материалах, непосредственно не связанных с сообщением о преступлении.

К примеру, в материалах прокурорских проверок, проводимых не в связи с совершенным преступлением, а в плановом порядке и выявившим противозаконную деятельность конкретных лиц, содержащую признаки преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ.

Закон не требует, чтобы на момент принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела обязательно были выявлены все элементы состава преступления, поскольку это, главным образом, задача последующих стадий уголовного процесса.

Достаточно установить наличие события, содержащего некоторые признаки преступления, то есть иметь отношение к элементам объективной стороны и объекту преступления.

Этого достаточно для вероятного, предположительного вывода о существовании общественно-опасного деяния, содержащего признаки конкретного преступления, предусмотренного одной из статей Особенной части УК РФ.

К примеру, обнаружение трупа человека с признаками насильственной смерти будет являться основанием для возбуждения уголовного дела, но не по факту убийства, а по факту обнаружения трупа, поскольку мог иметь место суицид.

Или при обнаружении взлома сейфа, в котором хранились ценности, уголовное дело подлежит возбуждению по факту взлома сейфа, содержащего признаки кражи, но не по факту кражи.

Факты убийства и кражи, указанные в примерах, предстоит установить следствию, а затем суду.

Источник: https://studopedia.ru/18_28443_vopros--povodi-i-osnovanie-dlya-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela.html

Возбуждение уголовного дела согласно УПК

Возбуждение уголовного дела служит

Однажды утром администратор ломбарда приходит на работу и обнаруживает, что дверь взломана, а сейф, где хранились ценности, вскрыт.

Он звонит в полицию, а вместе с полицией, конечно же, приезжают и пронырливые журналисты. А потом в газете напишут, что «по факту взлома возбуждено уголовное дело». И все станет понятно: что-то украли, теперь кого-то арестуют и посадят.

Эта простая последовательность очевидна для обывателя. Но для сотрудников правоохранительных органов все куда сложнее. И для них возбудить дело совсем не то же самое, что поймать и наказать виновного.

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) пестрит десятками исключений: когда возбуждать уголовное дело можно, когда нет. Но иногда бывает так, что противоправное действие имело место, а в возбуждении уголовного дела отказали.

Вы можете отстоять свои права и восстановить справедливость с помощью профессионального юриста.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 60 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Поводы для возбуждения уголовного дела

Чтобы соответствующие органы занялись рассмотрением обстоятельств дела, сначала они должны получить сообщение о преступлении. В качестве сообщения рассматриваются:

  1. Явка с повинной. Человек может сам прийти и сознаться в преступлении. Это повод для возбуждения уголовного дела, согласно УПК РФ.
  2. Заявление в устной или письменной форме. Если заявление устное, то лицо, которое его принимает, заносит информацию в протокол. В частности, записывает данные заявителя, который должен предъявить паспорт. Кроме того заявителя должны ознакомить с уголовной ответственностью за ложный донос. Анонимные заявления не принимаются;
  3. Информация из других источников, например, из СМИ. В этом случае проверяющее лицо должно предоставить доказательства наличия признаков преступления.

Сообщение фиксируется в специальной книге по учету сообщений или сигналов о преступлении. Заявитель получает талон-уведомление, в котором указаны имя и должность принявшего сообщение, дата и время.

Любое заявление обязательно проверяют органы дознания, дознаватели, следователь или прокурор. Они могут проводить документальные проверки с привлечением к работе экспертов, но не следственные действия.

Если сообщение об уголовном преступлении поступило из СМИ, то главный редактор обязан передать в правоохранительные органы все материалы. В том числе раскрыть источник информации, только если он не поставил вопрос о сохранении имени в тайне.

В УПК РФ установлен срок на проверку сообщения — 3 суток. Однако процесс может потребовать больше времени.

Тогда дознаватель или следователь обращаются к руководству. И руководитель следственного отдела издает Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки.

В результате проверки может быть принято 3 решения:

  • возбудить производство по решению прокурора или следователя;
  • отказать в возбуждении уголовного дела;
  • передать материалы проверки по подследственности.

Согласно последнему пункту, например, дела частного обвинения (побои, оскорбления и т.д.) сразу передаются в мировой суд (ст. 318 УПК РФ). Другими занимаются следователи соответствующей специализации.

Вы должны знать, что иногда уполномоченные лица отказываются принимать сообщение о преступлении.

К сожалению, фраза «когда убьют, тогда и приходите», вполне соответствует современным реалиям. Но это незаконно! Если у вас не приняли сообщение, вы можете обратиться в суд или к прокурору.

Основания для возбуждения уголовного дела

Давайте вспомним историю администратора, о котором мы писали в начале статьи. Он пришел на работу и увидел, что взломана дверь и вскрыт сейф.

Кто это сделал — неизвестно. Сколько и чего пропало — пока не установлено. Но вскрытие сейфа и незаконное проникновение в ломбард — это факты, которые и называются признаками преступления.

Только эти признаки служат основанием для возбуждения уголовного дела. Здесь очень важно понимать разницу.

Сотрудники полиции приедут, увидят взломанный сейф и смогут возбудить производство по факту взлома сейфа с признаками кражи ценного имущество. Но возбудить уголовное дело по факту кражи они не могут, поскольку факт кражи еще предстоит установить.

Так же обстоят дела и с более тяжкими преступлениями. Например, если был найден труп со следами насильственной смерти, дело возбуждают по факту обнаружения трупа с признаками убийства — а не по факту убийства.

Изначально возбудить производство нужно для того, чтобы установить, а имело ли место преступление вообще. Это будет выяснено в ходе расследования. Так же, как и лицо, которое его совершило.

Совершенно не обязательно, что личность преступника будет известна сразу. Обязательно должны быть признаки, которые указывают на то, что происшествие имеет криминальный характер.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

Однако есть нюанс. Согласно поправке, внесенной в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г., иногда уголовное производство сразу возбуждают по факту преступления или в отношении определенного лица. Это не всегда правильно, с точки зрения закона, но на практике применяется часто.

Например, кто-то дает взятку должностному лицу. Выявить факт преступления, не зная личности того, кто дал или взял взятку, невозможно. И тогда не остается ничего другого, кроме возбуждения уголовного дела в отношении виновного.

Причем виновный автоматически переходит в категорию подозреваемых и приобретает права, согласно ст. 46 УПК РФ. Но с формальной точки зрения следствие еще не начало собирать доказательства, а обвинение было предъявлено до того, как зафиксировали признаки преступления.

То же касается крупных катастроф. Например, обвал дома, пожар с человеческими жертвами, кораблекрушение. И сюда же относятся крупные недостачи в государственном бюджете.

Уголовные дела заводят еще до проверки всех обстоятельств, опираясь на то, что «здесь точно есть криминал». Но это неправильный подход и не результативный. Каким бы страшным ни было происшествие, сначала свою оценку должны дать специальные службы: например, Государственный пожарный надзор.

И только если они найдут признаки того, что инцидент произошел по вине человека — следствие может начинать работу. Цель уголовного процесса — в расследовании признаков преступления, а не в их поиске.

Этапы возбуждения уголовного дела

Итак, предположим, признаки преступления выявлены, проведено расследование, установлен личность подозреваемого. Вот тогда становится возможным возбуждение уголовного дела, согласно УПК РФ.

Процесс состоит из трех этапов: вынесение постановления, получение согласия прокурора, уведомление заявителя и подозреваемого о вынесенном решении.

Вынесение постановления

Постановление выносится дознавателем, следователем или другим лицом, в компетенцию которого входит возбуждать досудебное производство.

Это может быть отдельный документ или же документ с выделением отдельного дела. В любом случае, он должен содержать информацию о том:

  • где и когда с точностью до минуты (приложение 13 к ст. 476 УПК РФ) было вынесено постановление;
  • кем оно было вынесено;
  • каковы повод и основание для возбуждения уголовного дела;
  • как предварительно квалифицируется преступление (впоследствии квалификацию могут изменить).

На каждое преступление заводится учетная карточка. Подразделения силовых структур, в зависимости от подследственности, присваивают делу номер.

Получение согласия прокурора

Возбуждение уголовного дела — длительный процесс, ведь должны быть учтены все правила, прописанные в УПК РФ. В частности, сначала прокурор должен поставить свою резолюцию на постановлении.

До того, как он это сделает, следователи не могут проводить принудительные следственные действия. Они имеют право осматривать место преступления, а принудительно — только задержать и доставить в участок подозреваемых.

А вот после получения согласия они могу назначить судебную экспертизу (ст. 195 УПК РФ) или процессуальное освидетельствование (ст. 179 УПК РФ).

Из этого правила есть исключение. Согласно УПК РФ, допускается возбуждение уголовных дел без согласия прокурора.

Инициатором может быть капитан дальнего плавания, руководитель геологоразведки или глава дипмиссии.

В этом случае прокурора уведомляют о начале расследования дистанционно.

А когда появляется возможность, материалы отправляются в прокуратуру для получения согласия на возбуждение уголовного дела.

В общих случаях тот, кто выносит постановление, должен немедленно передать его прокурору, который принимает решение — либо положительное, либо отрицательное. Также он может потребовать дополнительной проверки всех материалов в течение 5 суток.

Когда решение принято, следователь или дознаватель обязан сообщить о нем подозреваемому и заявителю в тот же день.

Особые случаи возбуждения уголовных дел

Свои особенности имеет процедура возбуждения частных и частно-публичных уголовных дел. Преступления, расследуемые в частном порядке, перечислены в ч. 2 ст. 20 УПК РФ — сюда относятся, например, побои и оскорбления. В этом случае потерпевший подает заявление напрямую в мировой суд.

А судья выносит постановление о принятии его к производству (ст. 318 УПК РФ). То есть, для возбуждения такого дела достаточно заявления потерпевшего, и он же выступает в качестве обвинителя. Если подсудимый и потерпевший придут к мировому соглашению, уголовное дело будет закрыто.

Преступления, которые носят частно-публичный характер, приводятся в ч. 3 ст. 20 УПК РФ. Сюда относятся изнасилования, нарушение неприкосновенности частной жизни и т.д.

К этой же категории относят причинение вреда коммерческим организациям (гл. 23 УПК РФ).

Здесь поводом для возбуждения уголовного дела также является заявление потерпевшей стороны.

Но, в отличие от частных дел, если стороны примирятся, это не означает, что преследование прекратится автоматически.

Суд может прекратить дело в этом случае, ссылаясь на ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ, но делать этого не обязан.

Источники:

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Виды уголовного преследования

Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/vozbujdenie-ugolovnogo-dela-soglasno-upk/

Упк рф: ст 144, 145, 140, 141, 142, 143 –

Возбуждение уголовного дела служит

Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела1.

Поводами для возбуждения уголовного дела служат:1) заявление о преступлении;2) явка с повинной;3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.1.1.

Утратил силу.1.2. Утратил силу.2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.3.

Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.

Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Статья 142 УПК РФ. Явка с повинной

1. Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;2) об отказе в возбуждении уголовного дела;3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления, вынесенного в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.4. Споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи разрешаются прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения.

Примечание: ст 144 УПК РФ, ст 145 УПК РФ, ст 140 УПК РФ, ст 141 УПК РФ, ст 142 УПК РФ, ст 143 УПК РФ – Статьи Уголовного-процессуального кодекса приведены в действующей редакции.

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www.advokat-kk.ru/2020/09/upk-rf-st-140-141-142-143-144-145.html”,”domain”:”www.advokat-kk.ru”,”excerpt”:”УПК РФ: ст 144, 145, 140, 141, 142, 143 – “Возбуждение уголовного дела и доследственная проверка””,”word_count”:1598,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.advokat-kk.ru/2020/09/upk-rf-st-140-141-142-143-144-145.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.